Наутилус и Шанхай Евгения Маргулиса
Эта история принадлежит перу Евгения Маргулиса и написана в феврале 1999 года, специально для сайта "Воскресения" и публикуется здесь с разрешения автора, после его ухода из группы.
Чтобы рассказать о “Шанхае”, придется вернуться в 1980 год - последний год пребывания моей персоны в группе
“Воскресение”. “Воскресение” - это супергруппа, которую я всегда любил и нежно люблю до сих пор. Но тогда, в далеком восьмидесятом, я
вдруг обратил внимание на то, что на наших концертах менялись только залы и наше настроение, в остальном все было похоже на дурацкий сон, публика была одна и та же, наши
поклонники вместе с нами перетекали с одного сейшена на другой и это не могло не достать меня, тем более, что непрофессионализм Лешки
Макаревича давал себя знать, да и Кава своими глупыми придирками довершал унылость репетиций.
Мы с Сапуном пускались в дикие загулы, Ромаха делал тоже самое; иногда мы спускались в наш подвал, чтобы посмотреть очередного гитариста, расстроиться и обратно пуститься во все тяжкие.
Сапун первый задумал уходить из группы, да и мне повод привалил отменный: меня пригласили в “Аракс”. И завертелось: гастроли, орущие стадионы, девки, портвейн - романтика была
сумасшедшая. Мы громили города, играя в зарубежных артистов, и это не могло не сказаться в отношении властей к “Араксу”,
которые давно искали повод чтобы нас удавить, и повод нашелся: в городе Ульяновске меня забрали в КГБ с полным набором бухарского еврея (антисоветская пропаганда, сионизм и
т.д.) и группу расформировали, причем с рассылкой поименного списка с запретом о приеме на какую-либо филармоническую работу, при этом больше всего досталось мне - я шел красной строкой.
Шел 1982 год, вожди стали нас покидать и под это дело власти расправлялись с неугодными им волосатиками, певшими черти-что по их мнению. Я стал настоящим тунеядцем, т.к. из работ мне
предлагалось: либо резчик проволоки на Железо-бетонном заводе, либо дворник в цирке, но даже на эти должности меня не брали. Позвонил Гребень (Б.Г.), предложив поиграть, но я отказался, т.к. в Питере жить не хотелось, да и Борькин
послужной список был круче, чем у породистой собаки. Хорош бы был “Аквариум” со мной!
Я тихо бездельничал, получая сначала приглашения то от “Веселых ребят”, то от Пугачевой, а потом и отказы от них
же и начал уже подумывать о смене среды обитания, как вдруг мой друг Кава (Кавагое С.) пригласил меня поиграть с его командой, носившей название
“Наутилус”. Я согласился и мы приступили к репетициям, а спустя месяца три записали весьма симпатичный альбомчик, который взял и разошелся
по стране, наши песни зазвучали из окон - самое время было сдаваться в какую-либо филармонию, но, увы, моя фамилия давала о себе знать и мы получали
от ворот поворот.
Так прошел год и, дабы не осложнять жизнь своим друзьям, я ушел. “Наутилус” стал тихо умирать, Кава пошел работать в цыганский оркестр, Кирилл Покровский поболтался года два и уехал в Бельгию, Митя Рыбаков тихо пил. Меня подобрал Юрий Антонов. Он
работал от Ташкентского цирка, там плохо читали указы на русском языке и я стал обычным безымянным и бесфамильным артистом аккомпонирующего состава. Юрка очень славный, но все, чем я занимался у него, было не тем, к чему я привык, что спустя полтора года я ушел от него
…И тут случилась перестройка - шел 1985 год. Кава цыганом не стал и предложил
реанимировать “Наутилус”, мы быстро вспомнили наши старые песни и поехали на обширные
гастрольные поля, но, увы, за время нашего совместного отсутствия на рок-сцене появился
свердловский “Нау” и он был круче нас - он обличал, а мы нет, происходила вечная путаница с
названиями и наш “Наутилус” тихо утонул раз и навсегда. Вечная ему память!
Меня все больше уносило в блюз и я хотел играть в команде, ориентирующейся на эту музыку и вот тут-то и появился “Шанхай”. После недолгих кадровых перестановок группа приобрела такой вид: я на
басу, Митя Рыбаков - гитара, Толясик Бельчиков - ударные и Серега Гусев(Гуся) - гитара, иногда у нас были клавишники, но они не приживались надолго. Я написал новые песни, среди которых были
“Шанхай-блюз”, “Вспомни”, “Письма” и др. и мы стали колесить по стране. Россия тогда плавилась металлом, в моде были сборные программы, состоящие в основном из металлических групп, и
“Шанхай” среди них со своим блюзом воспринимался отвратительно. Я всегда мечтал о
подготовленной публике, но оказалось, что к восприятию блюза советский народ не готов, и я принял решение распустить группу.
Это случилось в 1989 году, я стал играть полубардовскую музыку в одиночку, получалось
неплохо, но отсутствие барабанов и мощного гитарного звука не давало мне покоя, мне не
хватало их. Я начал подумывать о группе, но именно в этот момент мне позвонил Макар с предложением
отыграть юбилейные машининские концерты и я дал согласие. Мы слегка порепетировали, сыграли с
оглушительным успехом серию концертов и умный Макар предложил мне остаться , мотивируя свое
предложение тем, что у них в “Машине времени” для моих блюзовых идей есть место. Так я стал
апологетом блюза в вышеупомянутом коллективе. Мы написали с Андреем несколько удачных песен :
“Мой друг играет блюз”, “Я дам тебе знать”, “Ветер все сильней” и т.д., получалось и
получается неплохо, но Блюз и “Машина времени” понятия достаточно разные, поклонники группы
ждут от нее другого.
Я решил записать сольный альбом с новыми песнями, которые Андрею не показывал, собрав своих старых собратьев по
“Шанхаю”: Толясика и Гусю. Записали мы “7+1” очень быстро и хитрый Гусь, кося огромными голубыми глазами, изрек : “Давай назовем это “Шанхаем”, тем более, что все мы здесь играем”.
Отлично! Альбом получился очень славный, с хорошей прессой, Даже стали поступать предложения о концертах и, в данный момент, я сижу и думаю принимать их или нет.
С уважением, Е. Маргулис. Пишите письма!
P.S. Я не стал вспоминать множество команд, в которых я играл, среди них есть хорошие и не очень, мне просто хотелось рассказать немножко о себе.