Отрывок из книги А. Житинского "Записки рок-дилетанта"
МЭ: «Не оставляйте надежды, маэстро!..»Вступление рок-дилетанта
Я уже писал, под воздействием каких музыкальных факторов формировались мои вкусы в
юности. Пожалуй, они были типичны для поколения, входившего в жизнь на рубеже
пятидесятых — шестидесятых годов. Особое место занимала так называемая «самодеятельная»
песня, родоначальником и крупнейшим авторитетом в которой был и остается Булат Окуджава.
Это музыкальное явление, которое для нашего поколения было больше, чем музыкальным, а
определяло в значительной мере мировоззрение и гражданскую позицию, мне и хотелось бы
затронуть в его связи с рок-музыкой, прежде чем рассеять недоуменные вопросы типа: какое отношение жанр Булата Шалвовича Окуджавы имеет к рок-музыке,— несколько
слов о терминологии. Получается интересная картина: явлению уже более тридцати лет,
а устоявшегося названия у него нет. Как только ни называли эти песни! «Туристскими», «самодеятельными»,
«студенческими», «авторскими». Как только ни называли исполнителей — и «барды», и «менестрели»,
и «поэты с гитарой». И все это очень приблизительно, хотя все понимают, о чем идет речь. А жанр живет и здравствует, на смену популярным авторам
старшего поколения приходят молодые, хотя «старики» не собираются откладывать гитару
в сторону. Что наиболее существенно, как мне кажется, в этом жанре с точки зрения типологии? Это то, что автор музыки, или текста, или того и другого вместе сам
выходит на эстраду и исполняет эту песню (необязательно под гитару, можно и под рояль). Вот почему термин «авторская песня»
кажется мне наиболее приемлемым — и именно в этом смысле, а не в том, что другие
песни не имеют авторов. Кстати, им пользовался и В. Высоцкий. Момент авторства чрезвычайно существен. Слушатель знает, что перед ним человек, который поет
от своего имени. Мало того, как правило, вместе с текстом и музыкой песни слушатель
получает от автора нечто такое, что не укладывается ни в текст, ни в музыку, а зависит от
множества вещей: голоса, манеры держаться, улыбки, каких-то служебных слов между песнями... Вспомним опять Владимира
Высоцкого, и нам станет понятно, что неповторимость его искусства создавалась цельным неделимым образом автора, от
которого нельзя отнять ни единой черточки, чтобы его не разрушить. Именно в смысле целостности личностно-музыкально-поэтического
образа автора, если можно так выразиться, мы и будем пользоваться термином «авторская песня». Но ведь это очень близко рок-музыке!
Действительно, отличительной ее особенностью является то, что рок-группы чаще всего выступают единым авторским
коллективом, поют песни на свои слова и музыку, создают или пытаются создать на сцене определенный, присущий только этой группе зрительный образ. В
определенном смысле можно сказать, что рок-группы, как правило, исполняют авторскую песню. Но почему же такая разница в
способе общения со слушателем? В одном случае — интимный, доверительный, приглушенный разговор под гитару, не нарушаемый звуковыми
эффектами, не искаженный электронной аппаратурой и элементами шоу, а в другом — наступление на слушателя, попытка подавления его,
подчинения своей воле. Или я не прав? Но вот в последнее время мне довелось побывать на ряде концертов, где признанные и
любимые мною лидеры наших ведущих рок-групп выступали в сольном варианте. Так концертирует нынче В. Кузьмин,
так записывается А. Макаревич, так выступают ведущие авторы Ленинградского рок-клуба Б. Гребенщиков, В. Цой, М. Науменко,
К. Кинчев. Оказывается, вовсе необязательно сопровождение группы, равно как и горы аппаратуры. Вернее, это совсем
разные вещи. И все же наряду со сходством, обнаруженным мною по отношению к «старой» авторской песне
двадцатилетней давности, имеются и отличия. Мне показалось интересным посвятить эпистолярий этой теме, для чего я обратился с
письмом-анкетой к ряду музыкантов — как молодых, так и более старшего поколения,— а их ответы попросил прокомментировать моего
постоянного корреспондента Андрея Гаврилова. Что ж, послушаем наших популярных исполнителей. «Все
они красавцы, все они таланты, все они поэты...» — как замечено в одной песенке, принадлежащей тому же жанру.
Рок-дилетант — уважаемым и любимым авторам Дорогие друзья! Наш журнал обращается к вам как к видным представителям авторской песни без различия возрастов и музыкальных
направлений с просьбой ответить на ряд вопросов. Мы заранее благодарны за участие в нашем «Музыкальном эпистолярий». Ответы на вопросы анкеты
Дорогие друзья! Наш журнал обращается к вам как к видным
представителям авторской песни без различия
возрастов и музыкальных направлений с просьбой
ответить на ряд вопросов. Мы заранее благодарны
за участие в нашем “Музыкальном эпистолярии”.
Ответы на вопросы анкеты
1. Как Вы понимаете жанр “авторская песня”?
Юлий Ким (один из ветеранов движения бардов,
автор песен ко многим художественным и
телевизионным фильмам, спектаклям, лауреат
многочисленных конкурсов самодеятельной песни).
Это песня, которую всю, со словами и музыкой,
сочиняет один человек, а затем ее и поет под
гитару. Окуджава, Брассанс. Нет, не будем о
французах. Адамо, Азнавур, Дассен — это их
эстрада. А это — наша. Но непрофессиональная, по
духу и истокам. Честность, ирония, искренность и
личная обращенность, персональная, а не
коллективная. Изначально рассчитана на круг
друзей. Реакция на помпезность, бодрячество,
конъюнктурность и т. п.
Евгений Клячкин (один из популярнейших
бардов, автор песен к спектаклям, лауреат
Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню,
артист Ленконцерта). Авторская песня есть
доверительный разговор со слушателем о
проблемах, волнующих обе стороны.
Борис Гребенщиков (группа АКВАРИУМ). Честно
говоря, я не понимаю, какая еще может быть песня.
Не — авторская? Чья же тогда? Песня рождается в
человеке, ни в коем случае не как стихи, не как
музыка — одно подталкивает и выявляет другое.
Задача автора — дать песне самостоятельную
жизнь, пустить ее в мир. Чтобы это получилось, он
должен абсолютно верить в то, что написал.
Андрей Макаревич (группа МАШИНА ВРЕМЕНИ).
“Авторская песня” — название чисто условное. В
других странах этот жанр называется “singing poetry”
(поющая поэзия). Это ближе. Это жанр, в котором
стихи имеют определяющее значение,
аккомпанемент — вспомогательное (хотя тоже
очень важное). Но главное — это исповедальность,
высокая степень искренности.
Виктор Цой (группа КИНО). Если имеется в виду
песня в исполнении автора, то, мне кажется,
главная отличительная черта такой песни — это
искренность. Если она есть, то слушателю уже
наплевать на слабый голос, неумение играть, даже,
может быть, на непрофессионализм и, более того, на
стилистические ошибки в тексте.
Юрий Лоза (группы ИНТЕГРАЛ, ПРИМУС, ЗОДЧИЕ).
Авторская песня — это в первую очередь песня, за
которой стоит личность исполнителя. Песня, в
которую он верит, которая наполняет мыслью его
глаза. Это песня, которая говорит о каких-то
конкретных вещах, в которой автор и исполнитель
превращается в единое целое.
Михаил Науменко (группа ЗООПАРК). На мой
взгляд, этот жанр просто не существует. Это
просто очередной надуманный ярлык. Что значит
“авторская песня”? Если ее поет автор, то в любом
случае (даже при отсутствии определенных
вокальных данных и не слишком мощном владении
инструментом) автор может придать песне свои,
авторские интонации, эмоции, подчеркнуть именно
то, что он пытался вложить в эту песню, хотя
другой исполнитель того же произведения может
вложить в него нечто свое. Но, по-моему, об
“авторской песне” как о понятии говорить не
имеет смысла.
2. Кто из отечественных представителей этого
жанра оказал на Вас влияние и какое?
Ю. Ким. Высоцкий, Галич, Окуджава. Большое.
Есть даже ряд подражаний. Учился (и учусь) у них
точности и разнообразию интонаций. Иронии,
лиризму, сарказму.
Е. Клячкин. “Темная ночь”, от которой комок в
горле, и “Священная война”, от которой волосы на
голове шевелятся.
Влияния бардов не испытывал. Слова должны быть
иными: люблю очень многие песни Б. Окуджавы,
восхищаюсь великими песнями последних лет жизни
В. Высоцкого, считаю их образцом человеческой и
гражданской отваги. Всегда помню об этом.
Б. Гребенщиков. В детстве (именно в детстве — 1
— 3-й классы) очень много слушал и пытался петь.
Потом выявились Окуджава (поразивший меня своей
мудростью) и Клячкин (пел точно о том и так, как я
хотел слышать, — мучительно живой).
А. Макаревич. Видимо, прежде всего Окуджава. В
то время, когда он был популярен среди наших
родителей, мне было восемь-девять лет. Но песни
его остались в подсознании и, наверное, сильно на
меня повлияли. Очень люблю Высоцкого, Кима, но не
думаю, что испытал на себе их сильное влияние, — я
их услышал гораздо позже,
когда уже что-то делал сам.
В. Цой. Борис Гребенщиков. Какое? Не знаю.
Разговоры, сходство вкусов, может быть.
Поддержка.
Ю. Лоза. Высоцкий. Только он из всех известных
мне бардов характерен не одной удачей, а
множеством замечательных зарисовок, уймой
образов и языком, на котором мы говорим. Тем самым
языком, которым принято говорить, а не петь.
М. Науменко. Борис Гребенщиков (если его можно
назвать бардом — я не люблю вообще этого слова).
Владимир Высоцкий (естественно) и вообще,
наверное, все то, что довелось услышать, если оно
не вызывало отвращения. Юрий Ильченко. (Я говорю
не о бардах, а об авторах песен.)
3. Что, по Вашему мнению, изменилось в жанре
“авторская песня” за последние 30 лет?
Ю. Ким. Стала минорнее и философичнее.
Е. Клячкин. Бурная и глубокая горная река
выскочила на равнину; ширина стала необозримой,
глубина резко уменьшилась, течение замедлилось.
Говоря без метафор: нас было мало, нас
интересовали глубины, нам мешали; сейчас пишущих
много, их интересует популярность, некоторым —
помогают.
Б. Гребенщиков. Если говорить об авторской
песне только как о так называемом “движении
бардов”, то оно потеряло момент и разбилось. Они
все — романтические одиночки. Кодекс одинокого
рыцарства, меланхолия, да и принцип исполнения —
один с гитарой — все об этом. Рок-музыка (жизнь,
идея) обязательно коммунальная, связанная с тем,
что люди делают что-то вместе, раскрывают себя и
обогащают друг друга.
А. Макаревич. Расширилась тематика,
обогатилась музыкальная фактура (помимо
городского романса — “первоосновы” — влияние
музыки кантри, блюзов, народных мелодий —
славянских, цыганских, шотландских и т. д.).
В. Цой. Не знаю. Я занимаюсь этим делом всего
лишь лет пять, и что было раньше, просто не знаю. И
потом, я занимаюсь рок-песней, а тридцать лет
назад ее просто не было. Вообще барды меня почти
не интересуют, по сравнению с рок-группами.
Ю. Лоза. Она стала более жесткой, конкретной,
менее размытой и бесформенной! Жаль, что не
всегда.
М. Науменко. Трудно судить о тридцати годах...
На мой взгляд, основное изменение заключается в
том, что песня (я имею в виду лучшие ее примеры)
стала более честной, более прямой.
4. В чем отличие советской авторской песни от
аналогичного жанра за рубежом?
Ю. Ким. У них она — вместе с эстрадой, у нас —
изнутри противопоставлена.
Е. Клячкин. Главное — им не мешают. И даже
помогают. Поэтому у нас об оркестре можно только
мечтать. Но поскольку “все мечты сбываются,
товарищ”, у меня тоже как-то нечаянно сбылось.
Когда я увидел, как выглядит сбывшаяся мечта, я
мечтать бросил.
Если отказаться от грустных шуток и поговорить,
как у нас любят, всерьез и по-деловому, то отличие
— главное — в абсолютной непохожести проблем,
которая, в свою очередь, вытекает из абсолютной
непохожести жизни.
Б. Гребенщиков. Там — было то же, что здесь
(Пит Сигер, Вуди Гатри), Дилан — уже иное, ибо он
опирался на поднимающуюся волну и один не был
никогда.
А. Макаревич. Ни в чем.
В. Цой. Я вообще мало интересуюсь бардами, а за
рубежом — еще и языковой барьер, мешающий
разбираться в языковых нюансах, которые очень
много могут значить. Я думаю, что разные культуры,
разный общественный строй, разная психология
всегда обусловливают резкие различия. Я думаю,
рок-музыка (раз уж прижилась) примет формы,
характерные только для России, в самом ближайшем
будущем (если уже не приняла).
Ю. Лоза. Отличие только в музыкальной
стилистике, а в остальном и у нас, и за рубежом —
много хороших, плохих и разных. У нас беднее темы.
М. Науменко. Насколько я могу судить, у
отечественной песни (любой, если она не написана
“профессионалами” в сугубо коммерческих целях)
тексты практически всегда на голову выше средней
поп-песни. И отношение к поэтам у нас в стране
иное — более уважительное.
5. Имеется ли, на Ваш взгляд, взаимовлияние и
взаимопроникновение между рок-музыкой и
авторской песней?
Ю. Ким. Смотря у кого. У
Лысикова (Камчатка) — безусловно. Говорят, у
Розенбаума. Лорес, Долина, Абельская (Свердловск),
Васильев (Харьков) — в целом вне рок-музыки. Хотя,
думаю, эта (рок? поп?) музыка повлияла на всех нас,
не могла не повлиять, она музыкально богаче
средней авторской песни 60-х годов, но определить
степень этого влияния я не смогу, не специалист.
Лично я, например, очень вдохновлялся музыкой
БИТЛЗ, а до нее — Бернстайном (“Вестсайдская
история”). “Моя прекрасная леди”, “Оливер!”,
некоторые вещи группы АББА — это все тоже мимо не
прошло. А Нино Рота! А в самом начале — Ив Монтан,
незабвенный (то есть Ламарк, Жерар — те, кто ему
писал).
Е. Клячкин. Вопрос содержит ответ. Вспомните
ансамбли МАШИНА ВРЕМЕНИ и АКВАРИУМ. Мне, в свою
очередь, как члену или председателю жюри многих
фестивалей КСП, приходилось видеть рок-певцов —
авторов песен. Ярких авторов я не слышал —как
правило, и музыка вторична, и тексты (а никак не
стихи) являются третьей копией. Но форма налицо.
Б. Гребенщиков. См. мои ответы 1—4.
А. Макаревич. Конечно имеется. По степени
самовыражения рок и авторская песня очень
близки. Рок-музыка — та же авторская песня,
решенная другим музыкальным языком. Само слово
“авторская” определяет оба жанра. У
Гребенщикова, например, эти два жанра сливаются
часто. У нас, видимо, тоже.
В. Цой. Для меня иначе быть просто не может,
так как я — автор и занимаюсь только рок-музыкой.
Ю. Лоза. Рок-музыка — это та же авторская
песня, только положенная на язык мощной,
агрессивной аранжировки, усиленная аппаратурой,
светом, сценическим движением и соответствующей
подачей.
М. Науменко. Взаимовлияние... Да, в том плане,
что практически все группы играют и поют свой
материал, причем поет песню, как правило, именно
автор. Другой вопрос заключается в том, что не
всегда качество текстов находится на должном
уровне, но в любом случае любые попытки в этом
плане можно приветствовать. Об этом уже
говорилось, но имеет смысл подчеркнуть еще раз,
что самодеятельная рок-музыка, как ни
парадоксально это звучит, является народной
музыкой в лучшем смысле этого слова. |