|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи и интервью | ||||||||
Юность, № 5 1983 г.Рок-разговорДругие превозносят. Для кого-то эта музыка - Лишь дань приходящей моде, А для кого-то обретенный идеал. Речь идет о так называемой молодежной музыке. Какова же она сегодня? Об этом на страницах "Юности" и ведут разговор руководители пяти популярных ансамблей. (Здесь только ответы Андрея Макаревича) Ваше кредо? Что и как играет ваш ансамбль? (Отвечает Андрей Макаревич) Я не очень верю четким и ясным ответам на такие вопросы. Хотя, наверное, все очень просто: все мы видим, что происходит с нами и вокруг нас, каждый день, каждую минуту - и у людей, занимающихся искусством, возникает потребность об этом рассказать… Поскольку у каждого свой язык, мы и имеем относительное разнообразие творческих направлений. Никакой "линии" специально я не придерживаюсь и не ограничиваю себя. Если - со стороны так, конечно, может показаться - наше творчество выглядит тенденциозным, то это только потому, что о каких-то вещах мне более интересно, о каких-то менее. Скажем, все спрашивают у нас: почему мы не пишем песен "про любовь", во всяком случае, в той манере, как это обычно принято. Что же, по видимому, другие вопросы меня интересуют больше, и мне кажется, что я могу о них рассказать интереснее. Короче говоря, то, что я пишу, самым естественным образом вытекает из хода моей жизни, моих мыслей. Популярное утверждение, что мы группа "текстовая", а на музыку мы не обращаем внимания, совершенно неверно. То, что мы не используем в музыке сложных приемов и она легко, с первого раза, воспринимается, не говорит еще о том, что она просто делается. Зачастую чем проще задумана музыка, тем сложнее это осуществить. Самое главное - это абсолютно полное соответствие настроения музыки смыслу, идее. Нет прибора, который это может измерить, но почувствовать несложно. У Высоцкого были "три аккорда", но это именно те три аккорда, которые идеально соответствуют его стихам. И это настоящая музыка: мелодий на три аккорда у него колоссальное количество. Музыке, короче говоря, мы уделяем не меньше, а, может быть, даже больше внимания, чем словам. Максимально естественной должна быть и сценическая подача. Такой же естественной, как песни. Развлекать?.. В какой-то мере. Одни нотации слушать скучно. Надеюсь, чувство юмора у нас еще осталось. Хотя это не главное. - К кому вы обращаетесь? Ваши взаимоотношения со зрительным залом. Когда я пишу песни, то ориентируюсь в первую очередь на самого себя. Если взглянуть чуть шире, то просто на людей своего круга, своего возраста, близких интересов, эрудиции и так далее...Я ни на кого не "работаю", говорю только от себя, но у самых разных людей обнаруживаются такие "зоны", куда наши песни попадают. Поэтому на самом деле круг слушателей, конечно, гораздо шире, но это только радует. Вообще я не согласен с тем, что рок - это музыка для молодежи и подростков. Все таки это музыка поколения. В тот момент, когда эпидемия рока охватила весь мир, "зараженное" ею поколение было молодым. Сейчас эти люди взрослеют, но не расстаются с рок-музыкой. Может быть, еще лет десять ажиотаж совсем угаснет, но те, кто был свидетелем начала и расцвета этого жанра, будут стоять до конца, и музыка будет меняться вместе с ними. Теперешнее же молодое поколение - такое ощущение меня не покидает - слышит в роке что-то свое, но не то, что мы, и воспринимает эту музыку по-другому. Мне кажется, более потребительски, менее духовно...Конечно, и музыка меняется в зависимости от восприятия - это неизбежный процесс. Я не хочу подстраиваться под новые запросы, и хотя мы используем некоторые модные новинки, делаем это без особого рвения. Музыкальная форма у нас всегда была традиционна и таковой останется. Новые элементы мы водим не для того, чтобы разрушить традицию. а просто дополнить ее. Что до популярности, то к ней я отношусь в целом спокойно и специально к ней никогда не стремился. Просто так получилось. Вообще же мы совершенно не хотим навязывать себя кому-то. периодически приходится сталкиваться и с тем, что часть почитателей "отворачивается" от нас. Это случается всякий раз, когда у нас происходят изменения - либо в составе, либо в программе. Это естественно: слушатели к чему-то привыкают и перемены принимают в штыки. Контакт с аудиторией очень важен. Мы пытались подходить к этому по-разному: от самого непосредственного общения до некоторой театральной отстраненности. сейчас мы выступаем главным образом в больших залах, и тут контакт достигается совершенно иными средствами: только в относительно "камерном" помещении возможно обращение к каждому - индивидуально. Спектакль, к примеру, нельзя играть на стадионе, а "заводной" рок-н-ролльный концерт, пожалуй, прозвучит лучше именно на большой аудитории, поскольку зрители чувствуют общую энергию, и она передается музыкантам. - Каким вы представляете свое место в ряду других ансамблей? Никогда не задавался таким вопросом. Не знаю, чем мы принципиально отличаемся от других групп - может быть, просто у нас что-то лучше получается? Иногда говорят, что наша музыка "устарела", но ведь музыка не ботинки. Наша музыка очень близка к изначальным, традиционным, неизменным формам. Кто мне нравится? Конечно, и "Битлз", и "Лед Зеплин", и "Сантана", из наших - "Аквариум" Бориса Гребенщикова... Но когда я слышу всевозможные новые "сенсации", я чувствую. что это недолговечно. Это обыкновенная мода - сначала усиленно насаждается, потом бесследно проходит. Сейчас ажиотаж вокруг рока утихает - это закономерное явление, и мне кажется, что в результате "выживут" традиционные, "чистые" формы. И, возможно, некий поисковый авангард. А основной, "популярный" слой заполнит другая музыка. Вроде итальянской эстрады. Очень красиво, но слушать уже невозможно: все записано на одном звуке, исполнителей невозможно различить. Странно мне выступать в роли обличителя, но действительно какой-то конвейер... - Как вы относитесь к более серьезной - скажем так - музыке? Нелепо, конечно, сравнивать "Машину времени" с Моцартом, как это было в одной газетной дискуссии. Моцарта любят и спустя двести лет... | ||||||||