Литературная Россия, 7 сентября, 1984 г., № 36 (1128), с. 16.
...Кому нечего сказать
(Иронические заметки о репертуаре ВИА, групп и "команд", особенностях "рок-поэзии" и о том, как "пипл ловит кайф" оттого, что "рок-н-ролл... барабаном Моцарту забил смертельный гол") ИЗВЛЕЧЕНИЕ Для рок-групп поколения "Машины времени" был характерным пристальный интерес к проблемам нравственным. Ложь и компромисс, поиски смысла жизни и равнодушие, вообще борьба добра и зла во всевозможных проявлениях составляли стержень тематики песни... Авторам хотелось утвердить себя, доказать, что они серьезны, философичны.
А. Троицкий. "Юность" №3, 1983 г. Здесь я покину своего незадачливого приятеля. Хотя
бы потому, что приведенное выше извлечение заставляет задуматься. Передо мной - шесть десятков песен "Машины
времени" - руководитель А. Макаревич, - той самой, для которой "характерен пристальный интерес к
проблемам нравственным". В самом деле, нравственных проблем хоть отбавляй: "Ты поймешь, что истин в мире нет.
Ты увидишь в этом горький смысл. И ты поймешь, как мал любой ответ, и все это ты узнал..."; "Обещаньям я не верил и не
буду верить впредь. Обещаньям верить больше смысла нет"; "Я ненавижу судьбу свою. И что увижу - про то пою"; "Как
много дней ты провел средь друзей, пока не понял, что совсем один. И сколько ты искал путей к мечте своей, пока не
понял, что совсем один . И сколько ты искал путей к мечте своей, пока не понял. что дороги не найти.". Слушая эти в
некоторой степени самобичующие песни, я не мог не преисполниться жалостью к автору и его лирическому герою,
судьба которого представлялась мне по крайней мере выжимкой духовных метаний Гамлета и разочарованности
Вартера, возведенных в степень мрачной иронии "байроновских" героев. ИЗВЛЕЧЕНИЕ Когда я пишу песни, то ориентируюсь в первую очередь на самого себя. Если взглянуть чуть шире, то просто на людей своего круга, своего возраста, близких интересов, эрудиции и так далее... А. Макаревич, "Юность", №5, 1983 г. Сейчас наша популярная эстрада стала успешно конкурировать с
западной, и мы по-другому стали относиться и к проблемам текста... качество текста не может быть низким.
А. Макаревич, "Комсомольская правда", №13, 1983 г. Признания руководителя "Машины времени" сами по себе
любопытны, хотя его слова в сопоставлении с песнями, принадлежащими его перу, не делают чести ни "людям
своего круга, своего возраста, близких интересов, эрудиции (!!! - А.Щ.)". Ведь возрастной ценз аудитории "Машины времени"
- от 14 до 20 лет: школьники, студенты начальных курсов, пэтэушники... Именно этот возрастной ценз породил и "возрастную
тему" - тему суперменства. проповедь мускулатуры и силы, противопоставленной, конечно же уму: "На любой вопрос
готов ответ. Жизнь всегда послушна будет силе"; "Друзьям раздайте по ружью - и храбрецы средь них найдутся. Друзьям
раздайте по ружью - и дураки переведутся". "И пугаться нет причины, если вы еще мужчины, вы кое в чем сильны!"
и т.д. Не успела "Машина времени" внушить аудитории, что "раз невозможны одни без других, то вместе шагают дружно. И первые храбро ведут вторых, туда, куда считают нужным", как эстафету перенимает группа "Круиз": "Кто-то же должен, кто-то
обязан быть первым. Кто-то же должен первым мотать себе нервы". Надоедливость темы "суперменства" заключена
в ее однообразии, неинтересности, псевдоромантических лозунгах: "Лицом к лицу с опасностью любой бедой и неудачей, Лицом к
лицу - открытый бой, а там посмотрим, кто что значит" (группа "Времена года"); "Но мы, мы должны победить, иначе для
чего на свете рождены? И пусть этот путь неудачно начат, будем до конца ему верны" (группа "Команда "Альфа").
Александр Щуплов. |