|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи и интервью | ||||||||
Сельская молодежь, №2 1987 г.Границы порыва"Машина времени". Об этом коллективе принято спорить. Вот уже лет пятнадцать ансамбль сопровождают громкая слава, шумные дискуссии и некий
загадочный ореол непризнанности, который упорно не может развеяться. - Итак, вам тридцать три года, уже давно вы - лидер группы "Машина времени". Десять лет назад получили диплом архитектурного института, архитектором так и не стали, музыкальную школу так и не закончили. Живете в Москве на Ленинском проспекте, дом тридцать семь, в юности носили длинные волосы и хулиганили на сцене, своими учителями считаете "Битлз", а на столе у вас лежит томик поэта Мея... И вы, кажется, торопитесь жить? Я вас представил, Андрей Макаревич?.. Совсем забыл, ты сочинил "Синюю птицу" и "Скворца", стал знаменитым... Тебя помнят. - А мне казалось, что о нас подзабыли. Правда недавно ансамбль показывали по телевидению. Так что "Машина времени" еще существует... - И все спорят, о чем вы поете? Приходилось слышать самые разноречивые оценки: от "нигилизма" и "проповеди индивидуализма" до "честного разговора о нравственных ценностях человека" и "высокого гражданского звучания". - Очень хорошо, что спорят. Это значит, что мы до сих пор на верном пути. - А с чего все начиналось? Знаю, что для многих открытием стали песни "Битлз". Но ведь, осознав новую музыку, нужно было сделать еще и свой первый шаг? - Шел новогодний вечер в нашей школе. Выступала популярная тогда в Москве группа "Атланты". У них была настоящая профессиональная
аппаратура. Когда я ее увидел и услышал, понял, что упустить свой шанс мы не можем. Дело в том, что у нас был уже свой
ансамбль: две гитары подключали к магнитофону и играли. Делали в основном английские народные песни и американские в стиле "кантри". Две девочки подпевали - все на английском. Тогда еще нам по молодости лет
не приходило в - И что же было дальше? - Мы выгнали девчонок. Стали снова репетировать. И как-то случайно я услышал песни Градского. Понял - может быть и наш русский, национальный вариант рок-музыки. Стал подбирать мелодии к своим первым стихам. - Жизнь музыканта не так уж проста. Особенно музыканта-любителя, каким ты был тогда. Особенно в то время... - Андрей, а ведь вам повезло, "Машину времени", видно из-за твоего упрямства, гроза миновала, зато многим другим ансамблям было "рекомендовано" включать в свои программы три четверти песен членов Союза композиторов. Это решение, по существу, не давало развиться советской рок-музыке... - Мы ведь поем только свои песни. И даем "Росконцерту" ежегодно около миллиона рублей дохода.
Это, видно, нам и помогло. Сам я где-то чувствую себя не столько рок-музыкантом, сколько автором-исполнителем. Написал несколько циклов чисто бардовских песен, даже романсы есть. Выступаю с ними на сольных концертах. С огромным
удовольствием мы снялись в новом фильме режиссера Стефановича "Начни с начала", который как раз и рассказывает о судьбах людей, посвятивших себя - И все-таки нен-нет да и проскользнет у иного критика, что, мол, рок любят оттого, что молодежь пошла необразованная, не понимает, что хорошо, что плохо. Вот и слушают они "Машину времени", а не Чайковского. А если бы мы их лучше учили, прививали интерес к классике, они бы у нас все на фортепьяно играли... - И это было бы просто трагедией. Каждое время несет свой звук, свой слог. Отнять рок- а он стал частью современной культуры - и дать что-то взамен может только время. - По-моему, мы столько спорили, что просмотрели, что рок - это не только музыка, но и нечто большее... - Мне кажется, что он дал не только новые музыкальные и поэтические формы, но и изменил образ мышления целого поколения. Может быть, он, к чьей-то досаде, слишком прост, доступен, искренен и где-то банален. Но не будем забывать, что это свежий росток, возраст у него вполне молодежный - четверть века. - И все же в рок-музыке появилось огромное количество самых разнообразных халтурщиков, которые просто дискредитируют жанр... - А ты считаешь, что в литературе или живописи их меньше? - Но, заметьте, безликие коллективы все равно остались на плаву. Известна истина - для появления образцов высокого искусства нужен постоянный высокий средний уровень. А кто его будет поддерживать, если у нас не было обновления профессиональной рок-эстрады за счет любителей? Вот одна из причин застоя. У нас много интересных групп именно среди любителей, нужно бы лучшие из них уровнять с профессионалами, привлечь к совместным концертам, проводить конкурсы. Такие, как "Рок-панорама-86". - Но пока что на протяжении последних лет любительские коллективы в основном ругали, "принимали меры". В одном северном городе я поинтересовался, как у них обстоят дела с роком. Заведующая отделом горкома комсомола радостно сообщила, что участники последней рок-группы переехали в другой город...
- Свято место пусто не бывает. На их место придут другие. Для того чтобы они стали настоящими музыкантами, им нужна не разгромная критика, а товарищеская помощь. Не стоит создавать антирекламу, читатель знает - раз ругают,
значит что-то есть. Возможно, на самом деле там ничего нет. Часто действует ореол гонимости, "эффект запретного плода". - О наших внутренних проблемах. - Я надеюсь, что здравый смысл
возобладает. Вот в 1970-1971 годах существовал при горкоме комсомола в Москве молодежный музыкальный клуб. В нем было зарегистрировано около 600 ансамблей. Были концерты, обсуждения, была и работа, и
творческое общение. Потом его упразднили. Подобный клуб возродился и существует сейчас в Ленинграде, там собрались очень талантливые и интересные музыканты. - Что это даст - покажет время. Мне же хочется надеяться на лучшее. Уверен в одном: молодым рок-музыкантам, рок-поэтам нужно свое творческое объединение. Свой союз друзей и единомышленников, который сможет их защитить от ретивых администраторов. Мне уже за тридцать, и иногда меня спрашивают, не чувствую ли я себя старым, чтобы разговаривать на равных и со своими друзьями - "стариками", и сих младшими братьями, а то и детьми. Мне есть что сказать им всем!!! Если же я увижу, что все уже спето, что на наш концерт не идут, что песни тонут в равнодушии зала, то у меня хватит мужества повесить гитару на гвоздь. Беседу вел Михаил СОКОЛОВ | ||||||||