|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи и интервью | ||||||||
Советская культура, 8 декабря 1988 г.Андрей Макаревич: "А по профессии я - художник!"Прекрасно помню, в начале 70-х годов из ЦК потребовали от газеты реакции на "вредоносные действия" "Машины времени", пропагандирующей в своих песнях "антисоветчину", "растлевающие молодежь идеи". Вызвал главный, вручил с грозным напутствием пачку стихотворных текстов - "разоблачительных документов": надо принимать меры, надо критиковать, реагировать на опасные увлечения нашей молодежи... Каким-то образом "спустили на тормозах" указание свыше. Однако время от времени на страницах и нашей, и других газет возникали голоса читателей против "возмутителей спокойствия" - рок-группы, руководимой Макаревичем. Шли шумные дебаты о праве ее (и ей подобных) на существование. И, конечно, чем больше придумывалось запретов, тем быстрее росла популярность "Машины времени". - Прежде всего, Андрей, как вы сами можете охарактеризовать направление, которое избрали? - Сегодня я не могу это сделать, потому что мы работаем во многих направлениях. И все - разные. Когда-то начинали как бит-группа, схема которой срисована была, естественно, с "битлов" - других вдохновляющих примеров у нас не было. Сейчас мы как бы "многостаночники": авторская песня, где я работаю один, - на то она авторская; "чистый" рок, творимый с группой; музыка для кино; индивидуальное творчество - мои картинки. Как видите, все разное. - Картинки - это ваше хобби? Рисуете для себя? - Такое же хобби, как и музыка: у меня нет музыкального образования, а по профессии я художник. Закончил архитектурный институт, но рисовал все время лишь для себя. Год назад меня уговорили показать свои работы на персональной выставке. По всей вероятности, именно это и послужило стимулом вернуться к своему прежнему призванию, не бросая, разумеется, музыки. Увлекся очень: рисую, пишу, занимаюсь графикой. Сделал обложки к своей пластинке, к пластинке Градского, многое другое. Должен сказать, мои возможности скованны: я ограничен в выборе материалов и работаю тем, что удается достать: темперой, гуашью, карандашом, тушью, применяю смешанную технику. Достану голубую краску - наступает голубой период, розовую - все "вижу" в розовом свете. Маслом почти не пишу - с холстами совсем трудно. Одним словом, как и во всем ныне, прилавок определяет бытие... - Интересно было бы от вас, "аса рока", услышать, что вообще, на ваш взгляд, есть рок? Технология, стилистика, форма мышления, форма существования? В одной из своих публикаций я вступила в полемику с профессором-психологом, который утверждал, что рок - идеология, оказывающее губительное воздействие на молодежь, создающая криминогенную обстановку, порождающая преступления, разврат. Мол, прямой путь от превышающих нормы восприятия децибел, от экстатически заведенного громкостью зала к падению нравов. А я утверждала, что средства выразительности, исполнительский почерк сами по себе не могут быть идеологией.
- Должен сказать, я очень не люблю слово "идеология": оно у нас затаскано и неверно трактуется. Но в любом случае
рок вряд ли можно назвать идеологией. Он и не форма выражения - вспомните, как широк круг его применения
сегодня - от эстрады до симфонической музыки. Рок очень демократичен: он допускает любые
художественные средства, использование каких угодно инструментов. Так что все предложенные вами определения
не подходят. - Раз уж разговор зашел о прессе, скажите, какие у вас отношения с критикой? Помогает она вам? Мешает? Мне представляется, что среди так называемых "музыкальных журналистов", пишущих о популярных, массовых жанрах, непомерно много дилетантов. Они свободно манипулируют названиями наших и зарубежных ансамблей, а музыкальными знаниями совершенно не владеют. - Что касается дилетантов, их здесь столько же, сколько
везде. А где у нас их мало? Как выяснилось, они всюду - и в экономике, и в политике, и в науке, и в культуре.
Естественно, и тут - откуда взяться профессионалам. О моих взаимоотношениях с критикой? Разные они на разных этапах:
раньше она мне мешала страшно, но, как ни парадоксально, одновременно создавала тот ажиотаж вокруг группы, с которым и пыталась сама же
бороться. - Нет, не смущает. Рок - изначально самодеятельное
искусство. Оно не может быть сделано профессионалами в обычном понимании этого слова. Что такое профессионал?
Человек с дипломом, получивший сумму соответствующих знаний. Но разве они закладывали основы жанра, стояли у его истоков? В принципе рок -
народное творчество. Этим он и ценен - самобытностью, неординарностью - тем, что нам дорого в народной песне. С
другой стороны, если будем говорить о профессионализме, меня, конечно, огорчает, что уровень нашей музыки очень отстает от мирового, но тут
виноваты условия, в которых пришлось пробиваться и развиваться русскому року. - А каково ваше отношение к неистовству аудитории, к тем, кто во время концерта свистит, бросается в истерике на сцену, бегает сором по залу? - Отношение у меня к ним сложное. С одной стороны - приятно, что кому-то ты даешь возможность получить то, что он хочет получить. С другой - подобный фанатизм меня несколько пугает, хотя в 17 лет я сам испытывал подобные чувства. Если человек что-то хочет получить, он все равно получит. Так что давайте к этому относиться как явлению природы, пусть временному. - Слишком уж затянулось время! Да и форма дикая... Интересно, вам, исполнителям, они помогают или, напротив, мешают? - Помогают, потому что это прежде всего энергия. Концерт рок-музыки - очень мощный обмен на энергетическом уровне. И какой бы ни был интеллигентный зал, когда мы играем, то посылаем энергию в зал и должны получить ее обратно. Так что раскованность человека на выступлении рок-музыкантов обязательна. Другое дело, что в зависимости от уровня его культуры раскованность эта проявляется по-разному. Но когда я вижу, что сидящим передо мной людям что-то мешает раскрепоститься (возможно, ложная интеллигентность?), мне тяжело и я пытаюсь "развязать", расковать их. - Это и вовлекло вас в свое время в рок? Энергетический напор, динамичность высказывания, нота протеста или мода? - Всего понемногу: и какая-то магия, содержащаяся в данной музыкальной основе. На меня она очень сильно подействовала. И неофициальность, полная самостоятельность рока. И его динамичность, его возможность принимать ту музыкальную форму, которая тебе нужна в данный момент, то есть отсутствие каких-либо рамок. Наконец, то, что это искусство авторское, а не исполнительское. А мода? Ну что такое мода? Наверное, когда большое количество молодых людей начинает чрезмерно увлекаться чем-то. Очевидно, в этом смысле - мода. Наверное. Только мода бывает на разные вещи - и гениальные, и на ширпотреб. Мне, надо сказать, повезло: ч попал в тот момент, когда была мода на очень хорошую музыку. - Как время сказалось на вашем творчестве? В чем отличие сегодняшней "Машины времени" от прежней? Сейчас
все разрешено, запреты кончились, любая критика, любые темы допустимы. Сатирики в нынешней обстановке, кажется, стушевались, потеряли остроту.
А у вас? "Перста указующего" нет, конфликтов с начальством нет. Бороться не с кем. Легче стало или труднее от непривычности? - "Машина времени" -
довольно стабильная группа. А мне представляется, для ансамблей характерно, что музыканты уходят, меняются составы, распадаются
коллективы... - Андрей, расскажите коротко о ваших заграничных вояжах. - Мы были в очень многих странах - и на Западе, и в Штатах.
Записывались там, выступали с концертами, привезли массу впечатлений. Прежде всего хочу сказать, что нашим музыкантам обязательно надо выезжать. И слава богу, что у них сейчас есть такая возможность. Потому что ты сразу можешь сравнить
свой уровень с тем, который принят там. Одно дело - по пластинкам узнавать коллективы, солистов, а другое - когда ты выступаешь с ними на одной сцене. Конечно, пока разница в уровне музыкальном непреодолима. В наши дни
рок-волна за границей на спаде: любое явление не может быть популярным слишком долго. Мода проходит, проходит интерес, любой жанр рано или поздно "съедает" собственные выразительные средства и переходит либо в коммерцию, когда вычисляют, что будут
кушать завтра (они, кстати, серьезно к этому относятся), либо перерастает в какой-то другой жанр. Именно поэтому не Западе ждали от русского рока какого-то свежего воздуха. Поэтому сейчас кинулись в поиски - в народную латиноамериканскую музыку, в
цыганскую. Поэтому, например, ламбада стала популярной. Повторяю, на русский рок возлагали большие надежды, но, боюсь, они не оправдались, ибо
наш рок рос на зарубежных образцах. А для того чтобы вырасти, начать говорить своим языком, должно пройти время, должны существовать
нормальные условия роста. Желаемые плоды принесли лишь несколько групп - "ДДТ", "Калинов мост", тот же Гребенщиков и покойный Виктор
Цой. Принимают за границей всех удивительно хорошо. И потому, что они гораздо более позитивно настроены, чем наш зритель. И потому, что, если они
пришли, чтобы получить удовольствие, они его получат, раз уплочено. К тому же любознательность - наш рок для них что-то новенькое. Но
говорить о какой-то серьезной популярности не приходится. Даже если кому-то и удастся подняться, он столкнется с заслонами: ведь все верхние
места у них тоже розданы, и пропустить кого-то наверх - это... это надо быть уж очень хорошим. - Разрешу себе тривиальный вопрос: ваши ближайшие планы, дела? Что вы записываете, куда собираетесь? - Мы очень давно не работали в студии, пожалуй, больше двух лет. Сейчас готовим пластинку в кооперативе, открывшемся внутри "Мелодии". Пока то, что мы делаем, нам нравится. Надеюсь, что к марту появится новая форма - двойной альбом на скорости не 33, а 45 оборотов, что позволит улучшить качество звучания. Я надеюсь, что впервые будет альбом, который записан на международном уровне качества. К сожалению, невозможно иметь сейчас собственную студию, которая отвечала бы современным техническим требованиям, - цены постоянно растут. Это стоит чудовищно дорого - мы просто не в состоянии. Собираемся делать очередной музыкальный фильм. Едем в Киев на концерты, а потом едем в Мозамбик. - В общем, вам живется неплохо? Вы не можете пожаловаться на судьбу? Беседу вела М. ИГНАТЬЕВА. | ||||||||