Статья - Новый поворот, Комсомолец Узбекистана, 30 октября 1990
Машина времени
 
 История  Пресса  Неизданное
 Альбомы  Фото  Стихи
 Музыканты  Разное  Сольники
 Тексты  Новости           Аудио
 Общение  Видео релизы  Ссылки
               Поиск:     

Статьи и интервью

< в раздел Прессы

 
Комсомолец Узбекистана, 30 октября 1990 г.

Новый поворот.

"Машина времени" в Ташкенте 11 лет спустя.
Я хорошо помню те гастроли в 1979 году, в "Юбилейном". Тогда билетов было не достать, молодежь толпилась на трибунах, а в партере восседали декольтированные дамы, солидные пригалстучные мужи, посетившие "престижный концерт". Не все поняли тогда, о чем пели Макаревич и его друзья. А пели они и "Новый поворот", и "Три окна", "Свечу", "Балаган"... Помните, "Лица стерты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы...". Мы эту песню называли "Песней о советском правительстве".

Меж двумя встречами с "Машиной", за эти 11 лет событий произошло немало. В основном, на мой взгляд, - поломки. Что-то сломалось в Макаревиче, в "Машине", когда они ушли в профессионалы, в Росконцерт, что по тем временам означало - в официоз.

Мало кто из музыкантов понял, принял и оправдал тот поворот Макаревича. Ушел Маргулис, позже - Подгородецкий. В рок-кругах пронеслось: продался. Какой же была цена?

Аппаратура, гастроли, съемки. Деньги. Твердый оклад жалованья. Чисто по-человечески этот ход оправдать было просто: ребята устали от полулегального положения, от безденежья, от участкового милиционера. "Крыша" Росконцерта укрыла "Машину" от этих неприятностей. Но группа лишилась и другого - многие перестали ей верить.

Лично для меня "Машина времени" перестала существовать после фильма "Душа". Мужественные, твердые песни в обрамлении замолодившейся С. Ротару, каких-то яхт, клубов, каких-то беспрестанных праздников... Это было чудовищно пошло. Потом был совсем уж дурацкий фильм... как, бишь, он назывался... какая-то строчка из песни.
Мы с друзьями заставляли себя забыть все эти яркие краски, когда ставили на магнитофон пленки с "Театром", "Вагонными спорами", "Садом", "Старым кораблем"... Но это плохо получалось, и мы заводили Никольского, Шевчука, Гребенщикова.
К концу восьмидесятых Андрей Макаревич решил вернуть былое, как бы переместиться в машине времени. Появилась программа "В круге света". В ней были яркие новые песни, дорогие сердцу старые. Были солидно оформлены сейшены в московском кино-концертном зале "Россия", где обычно проходили съезды и симпозиумы, но не рок-концерты.
Программа в музыкальном отношении получилась блестящая. Что и говорить, Макаревич прекрасный композитор и тонкий, хотя и заметно одно-плановый, лирик. Были совершенно изумительные композиции, хотя была та же "В круге света". Но
сбивала с толку какая-то приглаженность, эстрадность, "шоуватость" какая-то. Вот такое же неприятие возникло сразу же после появления "Радио Тишины" Бориса Гребенщикова. Зато со временем к этой музыке "прислушиваешься", и она начинает нравиться. Тут феномен БГ, его яшма и оникс. Тут словами не объяснишь.
Макаревичу же пришлось плотно взяться за реконструкцию "Машины времени". Возрождение пришлось на 20-летие группы. Юбилей - действительно славный! - вернул Евгения Маргулиса, - потрясающий и неповторимый Петр Подгородецкий, возвратился на свое место за клавишными, сменив владеющего всеми ужимками попсовика-фонограммщика - Зайцева - и вперед! Сначала они сочинили песню, по смыслу похожую на хит Харрисона "Когда мы были легендой". Отметили свой юбилей концертами и по ТВ. Подготовили программу, которая в Ташкенте называется "Старая новая Машина времени". И отправились в ностальгическое путешествие.
Новый поворот "Машины времени", безусловно, порадовал всех, кто с ней встретился. Нынешняя "Машина" - классная команда крупных в музыке личностей. Макаревич остался бесспорным лидером, но из его тени вышли в круга света и все остальные. Подгородецкого и Маргулиса мы знали давно. В годы разлада они играли в других группах, и это было интересно (мы сообщали о московской группе "Наутилус", в которой лидерствовал Маргулис, и о проектах, в которых участвовал Подгородецкий), вернувшись же в "Машину", они заиграли еще свободней и еще мощней. Что касается Александра Кутикова, - если он прежде был вторым человеком, то теперь неожиданно и блестяще раскрылся как самостоятельный и ни от кого, даже от "Машины", не зависимый музыкант. Кутиков записал абсолютно непохожий на все, что он раньше делал, сольный альбом "Танцы на крыше": более яркой демонстрации своих возможностей и быть не может.
Итак в минувший уикенд мы совершили путешествие во времени. И это было здорово.

Сергей Брагинский.

 
 
Идея, воплощение и поддержка архива: И. Кондаков, 1998 - 2024