Аргументы и факты, № 33 1986 г.
Не превращать в "запретный плод".
В течение многих лет одним из наиболее популярных в молодежной среде остается вокально-инструментальный ансамбль "Машина времени".
Наш корреспондент Б. Духин встретился с руководителем ансамбля А. Макаревичем. Их беседа началась с вопроса о слухах, распускаемых "радиоголосами", по поводу
гонений, которым якобы подвергается этот ансамбль. КОРР. Не так давно прошел слух о том, что Ансамбль "Машина времени" разогнан...
МАКАРЕВИЧ. Подобного рода "сообщения" не единичны. Полтора года назад в английской газете "Таймс" появилась заметка, где было сказано буквально следующее:
"Группе "Машина времени" официально запрещено выступать по радио и телевидению после того, как они исполнили песню собственного сочинения "Мы - за
солидарность". Это название можно истолковать как "Мы -члены "солидарности". Прочитав эту заметку, я через Агентство печати Новости направил письмо ее автору, корреспонденту "Таймс", в
котором высказал свое возмущение по поводу этой "информации". Содержание песни не имеет ничего общего с тем, что в ней "увидел" западный журналист. Инсинуации
в адрес нашего ансамбля вызваны, на мой взгляд, стремлением буржуазной пропаганды буквально из ничего изготовить очередную антисоветскую "утку".
КОРР. В числе лучших песен вашего ансамбля называют такие, как "Поворот", "Скворец", "Первая свеча". Почему вы исполняете песни только собственного сочинения?
МАКАРЕВИЧ. Дело в том, что мы никогда не были ансамблем-исполнителем. Было бы странным, скажем, ждать от Окуджавы исполнения песен Френкеля. Правда, вкусы слушателей не всегда совпадают с нашими: далеко не все песни,
которые нам кажутся удачными, находят у аудитории отклик. КОРР. Рок-музыка - музыка громкая, часто переходящая грань, за которой нормальное, полноценное осмысление уже невозможно. За это ее часто и
справедливо критикуют. Не является ли чрезмерная громкость тем первичным элементом, без которого рок-музыка вообще не может существовать? МАКАРЕВИЧ. Динамический запас необходим любой музыке. Что же
касается рок-музыки, то она эмоциональна, исполняется на высоком уровне экспрессии. Это в ее природе. Однако чрезмерная громкость звучания некоторых ансамблей объясняется часто просто плохим вкусом музыкантов. Я знаю случаи,
когда за грохотом пытаются скрыть недостатки самой музыки. С другой стороны, грохот порой создает и некачественная аппаратура. Хорошую аппаратуру купить практически негде. А импортной, очень дорогой и
приобретаемой на валюту аппаратурой Министерство культуры СССР обеспечить всех желающих не в состоянии. Мы очень благодарны министерству: оно предоставило в наше распоряжение первоклассную современную аппаратуру. Однако
многие ансамбли этим похвастаться не могут. Многое зависит и от уровня подготовки звукорежиссера, обслуживающего ансамбль. В прошлом году при ГИТИСе впервые были открыты курсы, готовящие специалистов данной
профессии. Теперь можно надеяться, что положение изменится в лучшую сторону. КОРР. Западная рок-музыка - явление пестрое, неоднозначное. В ней островки настоящего искусства
сосуществуют с океаном продукции так называемой музыкальной индустрии... МАКАРЕВИЧ. Согласен с вами. В зарубежной рок-музыке множество направлений. Это и абсолютно бездумная
коммерческая музыка, которая конвейерным способом производится специально "для пятнадцатилетних", вернее, для ног. Она не несет в себе никакой информации, кроме двигательной. Не знаю, возможно, такая музыка и нужна:
раз в неделю пойти в дискотеку и там попрыгать. Я не сторонник такой музыки и тем более ее производства. С другой стороны, есть очень интересная, на мой взгляд, оригинальная музыка, содержащая в себе серьезные
философские размышления о жизни, об окружающем мире. Как правило, она не имеет тамбольшой популярности. Надо сказать, что на Западе с помощью рекламы создается искусственная популярность
тем или иным исполнителям или ансамблям. Их попросту навязывают потребителю. Причем делают это умело. Так, стал популярным Боб Марли. И тут же все заиграли в стиле регги. Появится какой-нибудь популярный электронщик - и все
начинают "строится" под него. В этом смысле я очень не люблю "итальянцев", хотя они пользуются у нас огромной популярностью. Конечно, напевная итальянская музыка близка нам своей мелодичностью. Но ведь та
продукция, которую предлагают потребителю десятки итальянских ансамблей, удивительно однообразна! Кем-то найден особый, "итальянский" колорит, и 9/10 всех их ансамблей играют, по сути дела, одно и тоже. У меня
сложилось впечатление, что на фестивале в Сан-Ремо в условиях конкурса предусмотрено написание песен лишь на 4 "дежурных" аккорда. А уж если кто-то включил в песню и пятый - это автоматически
первое место. КОРР. Недавно я ознакомился с письмом американца Дж. Коэна, написавшего о ярком впечатлении, которое на него произвел советский рок-ансамбль Стаса Намина.
Раньше он, находясь под влиянием американских средств массовой информации, считал, что рок=музыка в СССР находится чуть ли не под запретом, что настоящих музыкантов этого направления в нашей стране нет. Упомянутый ансамбль - явление
не единичное Есть же и другие ансамбли такого уровня... МАКАРЕВИЧ. И среди них - "Диалог", "Автограф", "Динамик", эстонский "Магнетик Бэнд"... Очень
интересен, на мой взгляд, ансамбль "Аквариум", со своим оригинальным лицом. Хотя этот коллектив периодически резко критикуют в печати, я убежден, что часть его "критиков" не была на концертах ансамбля. Подобная
"вивисекция", как правило, дает прямо противоположный результат. Раньше мало кто знал "Зоопарк" или "Примус". Стоило в прессе появиться нескольким разгромным статьям, как многие
кинулись доставать пленки с записями этих групп. Между прочим, за подобную "рекламу" в той же Америке ансамбли бы заплатили большие деньги. По моему глубокому убеждению, если бы всем этим группам
предоставили площадки для выступлений, как это делают в других социалистических странах, не делали бы из них "запретного плода", через 2-3 недели люди бы сами, без подсказки, разобрались, что из себя представляют эти
"ансамбли" на самом деле и просто перестали их слушать. В то же время хорошо бы помочь молодежи разобраться, "что такое хорошо и что такое плохо". Устраивать регулярные телепередачи о советской молодежной музыке,
дать возможность сравнить. Ведь сейчас, по моим наблюдениям в ходе поездок по стране, интерес к отечественной рок-музыке у молодежи резко возрос. И наша задача - укрепить этот интерес. |