Интервью - И в том пути я верен был себе, КП, 25 июля 1987
Машина времени
 
История
Пресса
Неизданное
Альбомы
Сольники
Фотоархив
Стихи
Музыканты
Разное
Песни  
Новости
Общение
Аудио
Видео
Ссылки
               Поиск:     

Статьи и интервью

< в раздел Прессы

 
Комсомольская правда, 25 июля 1987 г.

И в том пути я верен был себе

ПРЕДВИДЕТЬ можно многое, но, естественно, не всё. Мы многое могли предположить, когда готовились к телефонному диалогу с Андреем Макаревичем. Предвидели мы и то, что звонки в редакцию станут раздаваться в день публикации первого же анонса.., Так оно и случилось. Телефон отдела информации терзали трогательные девичьи голоса: «Алло, это квартира Макаревичей?», и когда им объясняли, что, во-первых, сегодня не суббота, а во-вторых, это телефон редакции, на другом конце провода слышались охи и вздохи; «Ну вот, а мы думали, что наконец-то опубликовали домашний телефон Андрея. Понятное дело - Андрей Макаревич популярен, но, побывав у него дома, можно с уверенностью сказать - загрузка домашнего телефона у него не меньшая, чем была в субботний день в редакции. Единственное отличие: дома все разговоры - по дому, а в редакцию много звонили, лишь чтобы услышать голос. Да, действительно, мы могли предположить все, но в практике проведения «Алло, у меня вопрос» ни когда не было никаких происшествий. А тут ЧП произошло на седьмой минуте телефонного диалога. Сотни звонков в одну и ту же секунду сошлись на Миусский телефонный узел, и... связь оборвалась. Все попытки «распаять» контакты на увенчались успехом. Единственный шанс оставался у тех, кто звонил по междугородному. Радиостанция «Маяк» накануне «удружила» нам и разрекламировала «прямую линию» на всю страну. ...Свердловск, Рига, Новосибирск, Ленинакан, Киев, Тамбов, Североморск, Алма-Ата, Уфа, Сочи, Одесса, Харьков, Ессентуки, Фрунзе, Краснодар - короче говоря, география нашей страны была представлена в полном объеме. Порой даже создавалось впечатление, что «Московский комсомолец» - общесоюзная газета. Интересно, что многие звонившие впервые узнали название нашей газеты и были абсолютно уверены, что купить ее можно в любом городе. Итак, линия «отрубилась» на седьмой минуте, и... вся началось по новой. На этот раз подвергся «атаке» справочный телефон редакции. Все требовали немедленно подозвать к нему поэта и композитора Андрея Макаревича. Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Телефон не умолкал, но Андрей - человек привыкший к этому замечательному изобретению человечества. Потому каждого он выслушивал внимательно и так же внимательно отвечал на вопросы. Даже несмотря на то, что через один звонок они повторяли друг друга. Было и еще одно предположение. Мы не сомневались, что в понедельник утром нас буквально завалит поток открыток от тех, кто не смог по вышеуказанным причинам дозвониться в редакцию. И это предположение подтвердилось - за два дня почта принесла около трех тысяч открыток. Каких среди них только не было - просят рассказать полностью о творческом пути (неужели читатели не читают газет и журналов, в которых это уже неоднократно было написано), приглашают выступить с концертом, Наташа и Юра приглашают на свадьбу, некоторые оставляют домашний телефон и ждут в гости к чаю, многие просто благодарят за песни и долгие годы работы на сцене. А ВОПРОСЫ? Их более чем достаточно. И побивают все рекорды три из них:

«Когда появится в магазинах пластинка «Реки и мосты?», «Какие песни войдут в ретро-диск «10 лет спустя»?, «Есть ли планы на сольный диск?».

- Двойная пластинка «Реки и мосты» появится в самое ближайшее время. Всем любителям нашей группы советую не пропустить момент - двойной альбом выйдет тиражом только 15 тысяч экземпляров (в Москве и Ленинграде). Затем «Реки и мосты» будут выходить как два одинарных диска. В мае должен выйти ретро-диск. Возможно, в этом году я запишу и сольную пластинку.

И еще одна серия вопросов из разряда абсурдных: - Андрей, когда выйдет диск группы «Ария»? - Где пройдут ближайшие выступления ансамбля «Круиз» и «Автограф»? - Почему вы никогда не используете синтезатор? - Песня «В добрый час» хит или нет? - Как записывать музыку, не имея музыкального образования? - Возможно ли опубликовать название всех ваших песен? - Расскажите ваш полный гастрольный план на этот год. - Почему у вас такое однообразное пение? Не могли бы вы петь другим голосом? Думаем, комментарии тут излишни.

- Это беспокоит Евгений Заботаико. Мне 16 лет. Существует мнение, что 18-летние не понимают ваших песен. Не верьте никому, «то не так. Мы все понимаем. Так держать)

- Мне непонятна песня «Музыка под снегом». О чем она? Расскажите в двух словах.

- По-моему, в тексте обо всем сказано. Мне больше нечего добавить.

- Какой была ваша первая песня?

- К счастью, она забыта...

- Не собираются ли в ближайшее время снять фильм о группе «Машина времени»?

- Мне кажется, что этот вопрос не по адресу.

- Андрей, назовите лучший состав ансамбля за 18 лет работы на сцене.

- Сегодняшний состав коллектива - лучший.

- У меня пожелание - не меняйте стиль и проблематики песен.

- В какой рок вы играете?

- В рок ансамбля «Машина времени».

- Извините, это вас из Ленинграда беспокоят. Когда вы приедете и нам с гастролями?

- Вероятно, в мае.

- Здравствуйте, Андрей. Я отличница, голос себе ставлю, пою, но меня интересует совсем другое - что такое современный человек?

- Честно скажу, даже не знаю что это такое

- Где сейчас работает ваш бывший клавишник Петр Подгородецкий?

- В ансамбле у Иосифа Кобзона.

- Простите, вы когда-нибудь жили в Запорожье

- Нет, никогда не жил.

- Когда состоятся ваши ближайшие концерты в Москве?

- Они только что закончились. Вы. видимо, плохо следите за афишей. Целый месяц мы выступали, а вы только спрашиваете. Почему не рекламирую? Странный вопрос - я же не могу одновременно выступать и сам рекламировать свои концерты. Где были выступления? Сначала в Олимпийской деревне, потом во Дворце спорта . в Лужниках и затем в концертном зале «Россия».

- Почему вы не исполняете ваши старые песни?

- Сколько же можно играть одно и то же. Появились новые песни. У нас всего около трехсот пятидесяти песен, мы же не можем их все исполнять на концертах.

- От имени моряков загранплавания вас беспокоит Владимир Чижик. Почему бы не создать клуб любителей «Машины времени» по типу клубов Аллы Пугачавой, Леонтьева, группы «Секрет» в Ленинграде? /b>

- Я думаю, что Пугачева его сама не создавала. Этим должны заниматься энтузиасты. И, тем более, такой клуб уже создан при Гагаринском РК ВЛКСМ. В нем уже 46 человек.

- Когда выйдет фильм «Граф Монте-Кристо» с вашей музыкой?

- Это сложный вопрос. Фильм только начинают снимать, а потом, я не уверен, что мы туда будем писать песни. По-моему, там у режиссера появились совсем другие планы.

- Ваши ближайшие гастроли?

- В конце апреля в Таллинне...

- Что бы вы хотели изменить в своей жизни?- Хотелось бы немножко отдохнуть. А потом начать опять. Больше, пожалуй, ничего.

- Здравствуйте, это Юрий из подмосковного города Видное. У меня двое детей, и мне бы очень хотелось, чтобы мои дети в будущем смогли иметь книгу с вашими стихами. Возможно ли это?

- Я не занимался подготовкой отдельного сборника стихов.

(В ближайшее время в «Московском комсомольце» будут опубликованы несколько новых стихотворений Андрея Макаревича. - Е. Ф., А. Ш.).

- Андрей, этот вопрос волнует многих студентов одного из московских педучилищ. Что бы вам хотелось видеть на сцене в ближайшее время?

- Прежде всего, чтобы и зрители, и артисты могли находиться в более нормальных условиях. Для этого нужны хорошие концертные залы, желательно не дворцы спорта, которые больше подходят для занятий спортом, нежели под музыкальные мероприятия. И чтобы с аппаратурой у ансамблей не было бы никаких проблем. Что-бы мы могли сделать и свет, и звук такими, какими мы их представляем.

- Назовите лучшую и худшую песни

- Я их не делю. Они все хороши по-своему.

- Что вы больше всего любите и больше всего ненавидите?

- Довольно сложный вопрос. Так просто, с ходу, и не ответишь. Люблю хорошую погоду, рыбалку, плавать под водой. Ненавижу, когда врут и когда очень много звонит телефон. Я не имею в виду сегодняшний день. Сейчас я уже был готов и шел на диалог с читателями «МК» сознательно.

- Как вы относитесь к различным музыкальным жанрам, например, к «хэви-метал» или авторской песне, к джазу или авангарду?

- Я к любому музыкальному течению отношусь хорошо, если это музыка. И к «металлическому» року, и к «неметаллическому». Какая разница, как называется стиль музыки? Лишь бы было интересно и профессионально исполнено. «Модерн токинг»? Нет, не нравится.

- Читаю материалы про вас в различных газетах и журналах. И все это не то.

- Как это не то? Что рассказываю, то и пишут. Один журналист даже додумался опубликовать мой домашний адрес. А что такого сверхъестественного вы хотели от меня услышать? Биографию? Да ведь все уже написано - что заканчивал, как начал, как работаю сейчас. Как я живу? Хорошо. Просто хорошо.

- Заканчивали ли вы какие-нибудь музыкальные училища?

- Нет, не заканчивал. Я сам занимался.

- Привет, Андрей! Это Ольга Морозова, старшая пионервожатая 521-й московской школы. Наконец-то я вам дозвонилась. Будут ли у вас такие программы, как десять лет назад?

- Не совсем понял ваш вопрос. Видимо, вы просто стали старше, но не хотите этого. Человек меняется с каждым днем, хочет он этого или нет. Еще ни один человек не мог остаться одним и тем же на протяжении всей жизни. Получается чтобы тридцатилетние музыканты подделывались под семнадцати-двадцатилетних. Вот тут и будет как раз неправда, будет обман зрителя. Мне раньше нравились песни «Поворот» и «Скачки». Это были лидирующие песни, а сейчас таких нет.

- Наверное, эти песни были для вас лидирующие. Сейчас появились другие песни, на которые обратили внимание, - «Флюгер», «Музыка под снегом», «Караван».

- Андрей, мне уже 24 года. Стоит ли мне сейчас начинать писать песни?

- Во-первых, я не понимаю, какую роль может играть возраст и может ли он ставить на этом пути барьеры. Булат Окуджава, по-моему, первую песню написал в 37 лет. Ну, а если сомневаешься - писать или не писать, то не стоит.

- Почему вы так редко меняете программу?

- Дело в том, что я не хочу выпускать по одной новой песне. Я набираю программу целиком и хочу, чтобы она появилась сразу. Когда по одной песне записываешь, то возникает ощущение, что ничего нового не прибавляется.

ПРИМЕРНО за полчаса до окончания им телефонного диалога страсти стали накаляться. Звонок из Ленинакана наложился на звонок из Кировограда. Телефонистки, друг друга перебивая, просили немного подождать, но абоненты настойчиво требовали срочно позвать к аппарату Макаревича. Линия вновь замолчала, но, спустя пару секунд, прорвался звонок из Риги. Станция опять вот-вот могла отключиться.

- Для кого и для чего был написан цикл песен на английском языке?

- Были заказы из-за рубежа на издание пластинок, но они так и не вышли. Пластинки выходили за рубежом, но на русском языке. Цикл этот также готовился к фестивалю молодежи и студентов в Москве, в котором «Машина времени» принимала участие в культурной программе.

- Андрей, почему вы приехали именно в «Московский комсомолец»?

- Наверное, потому, что эта газета интересная. Меня пригласили, и я с удовольствием принял это приглашение. Нет, мне нравится больше «МК» на сегодняшний день. Я же не спрашиваю у вас, к примеру, почему вам нравится желтый цвет больше, чем зеленый. Или наоборот, да при чем тут «Звуковая дорожка»? Газета оперативная, язык у нее современный, юмора больше. Это то, что мне ближе.

- Поет ли в группе Александр Зайцев?

- Да, поет.

- Почти 10 лет газеты вас ругали. Читая все это, как относились к вашему увлечению музыкой ваши родители?

- Очень хорошо относились с самого начала. А вы что же, считаете, что родители не должны доверять своим детям?

- Как вы отнеслись к тому, что Кутиков записал сольную песню «Дай помечтать»?

- Очень положительно. Я тоже выступаю сольно. Причем давно, уже года три. Почему приведет к развалу группы? Ничего подобного, одно другому не мешает. Абсолютно.

- Почему вы поете песни исключительно на собственные тексты?

- Нам интереснее рассказывать слушателям о том, о чем мы сами думаем. А не о том, о чем за нас думают другие люди. Какие бы талантливые они ни были. Всегда ли так будет? Всегда. Всегда в репертуаре будут только наши песни.

- В одной из газет было опубликовано интервью с Мишелем Леграном. Один из вопросов был такой: «Как вы относитесь к советской рок музыке?» Он ответил, что такой нет. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Я думаю, что Легран просто недостаточно хорошо знает советскую рок-музыку. Ему просто неоткуда ее знать. потому что во Франции из ансамблей был только «Диалог», пластинки с нашей рок музыкой там не продаются. Так что судить ему пока еще рановато об этом. К тому же я не считаю Леграна специалистом в области рок музыки. Это человек, который всю жизнь занимался легкой эстрадой.

- Какими качествами должен обладать музыкант, чтобы играть в вашей группе?

- (Смеется). Я считаю, что у нас сейчас коллектив людей, которые всю жизнь хотели бы играть вместе. Поэтому тут никакие качества не помогут.

При всем моем к закону уваженьи
По улицам хожу не так, как все,
Поправ собой все правила движения,
По встречной пешеходной полосе.
Тому я вижу лишь одну причину,
Простую, как колумбово яйцо:
Идя в потоке - видишь только спины,
Идя навстречу - видишь всех в лицо.

Алло, у меня вопрос! Письма, письма, письма... И в каждом из них - вопросы, причем на один или два, во многих - по доброму десятку. Конечно, Андрей не в силах ответить на асе, да и вряд ли «то нужно: многие из них покоряются, затрагивают одну и ту же тему, а то и вовсе не икают к Макаревичу и его работе никакого отношения, а потому Андрей старался отвечать только на те вопросы, которые волнуют многих или будут интересны для всех. А из наиболее часто повторяемых телефонных звонках и в письмах вопросов мы составили небольшую анкету:

Возраст: 33 года, родился 11 декабря 1953 года.
Образование: высшее, закончил МАрхИ.
Семейное положение: женат.
Время создания «Машины времени» 1969 год.
Любимый ансамбль: «Битлз».
Ваше отношение к «Модерн токинг: никакого отношения.
Ваше отношение к «хэви-метал»: спокойное.
Какие качества цените в людях: чувство юмора.
Каковы ваши творческие планы: -
Творчества не планирую.

- Дорогой Андрей, я, увы, понять не могу, для чего вы переделываете свои песни. Ведь не стала лучше песня «Варьете» от того, что в ней появились новые строчки, изменился текст песни «Поезд» в фильме «Начни сначала». (Ольга Янунина из Москвы).

- В людом творческом учреждении, будь то печатный орган, концертная организация или киностудия - существует редактура. Поэтому автор пишет, а редактор, которому тоже очень хочется проявить свое творческое начало и помочь в силу своих возможностей, изменяет и сокращает. Результаты подобного «соавторства» вы и имели возможность наблюдать. А вообще-то я делю изменения на принципиальные и непринципиальные. Да изменения, скажем, последних двух строчек в «Поезде» я бы не согласился.

- Как вы проводите свободное время, чем увлекаетесь? (43 человека из 8-го А)

- Свободного времени практически нет, а потому с каждым годом я все реже и реже могу себе позволить что-либо, кроме работы. А вообще я люблю рыбалку, подводную охоту, горные лыжи. которых мне очень не хватает.

- Намного ли отличается Андрей Макаревич эпохи фильма «Афоня» от Андрея Макаревича в «Душе» и оба от него же в фильме «Начни сначала», и все три от Андрея Макаревича, выступившего по московскому телевидению весной 1987 года?

- Убедительнейшая просьба ко всем, кто еще помнит фильмы с моим участием: ни в коем случае не считать, что эти фильмы про меня. И в картине «Душа», и в «Начни сначала» музыканты ансамбля и я в том числе выступали как композиторы и актеры. Не более. Никто же не думает, что, скажем. «Душа» - фильм про Ролана Быкова...

- Почему распалась старая «Машина»?

- Я не знаю, что такое «старая «Машина» или «новая «Машина», просто время от времени менялись музыканты, последнее время все реже и реже - последние изменения в составе произошли шесть лет назад, надеюсь, что они были последними...

- Как происходит выбор репертуара для «Машины времени»? Как вам удается находить общий язык с Александром Кутиковым в этом деле? Ведь, судя по последним песням, вы идете разными путями. (Миша Кисилевич, Москва).

- Мы всегда шли с Сашей различными путями, потому что наши музыкальные вкусы достаточно разные. И музыку мы пишем очень разную. Но именно на стыке разных взглядов, по-моему, возникают очень интересные результаты. Что же касается конечного итога нашего творчества, то есть готовой песни, то мы стараемся довести любую композицию до такого состояния, чтобы она удовлетворяла всех членов группы. Порой процесс этот долгий и трудный, но без всеобщего удовлетворения ни одна песня не попадает на широкую публику. Единственным, пожалуй, исключением явилась песня «В добрый час», когда мы не сошлись во мнениях и записали два варианта аранжировки.

- Чем вызвана ваша сольная деятельность?

- Очевидно, потребностью самовыражения в новом жанре. Я этого не планировал, все само собой получилось.

- Что такое счастье, и счастливы ли вы?

- Трудно сразу вам ответить. Думаю, что счастлив, потому что у меня есть возможность заниматься любимым делом и чувствую отдачу от тех людей, для которых это делается.

- Какой твой идеал современной девушки? (Масютина и Заботина)

- Я не считаю, что для девушки определяющим качеством является «современность» или «несовременность» - я не совсем представляю себе, что это такое. Это когда девушка модно одевается или курит? Право, не знаю... Меня больше заботит вопрос: хороший человек или плохой.

- Скажите, а вам самому нужен был этот диалог? Зачем давать людям возможность задавать ненужные вопросы? Я не верю, что вам интересен разговор с вашими собеседниками, или это возможность узнать, насколько вы интересны сами?

- Мне этот диалог очень интересен, потому что все-таки общение у нас со слушателями происходит односторонне: от нас - к тем, кто нас слушает, кому нравятся наши песни, а обратное общение затруднено, потому что, во-первых, на это никогда нет времени, во-вторых, не всегда есть такая возможность. А тут - общение с огромным количеством людей, неравнодушных к нашему творчеству; возможность узнать то, что их интересует, волнует... Получается достаточно полная и объективная картина.

- У нас очень много ругают рок-музыку, почему то противопоставляют ее симфонической музыке, и можно подумать, что в симфонической музыке у нас все хорошо, а в рок музыке - плохо.

- Я могу сказать совершенно авторитетно, что процентное соотношение слабых и сильных произведений в симфонической музыке точно такое же, как и в рок музыке. И абсолютно неверно противопоставлять один жанр другому. Любое направление в творчестве может быть искусством, и жанр здесь ни при чем. В последней «ЗД» выражено опасение, что рок-музыка выходит за разумные границы, что встреча с ней многих разочарует, что проблемному року грозит непонимание, как впрочем и ностальгическому, что большинство тяготеет к развлекательности и традиционной эстраде. Что вы думаете по этому поводу? И как узнать действительное положение дел?

- Что касается статьи в «ЗД». то я во многом с ней согласен. Дело не в жанре, в которой работает группа, а в том, что слухи о многих ансамблях во много раз превосходят то, что они могут на самом деле. Легенда становится важнее самого исполнителя, и когда вдруг человек, накушавшись этих слухов, сталкивается с самим «источником», оказывается, что ничего там нет сверхъестественного, а зачастую это было прикрыто ореолом «запретности»; такая система замечательно работала, но сейчас, когда запреты исчезают, единственная возможность завоевать популярность - показать то, что представляешь на самом деле, а это довольно сложно на сегодняшний день, когда эстетические запросы сильно выросли, и уже надо быть самим собой. По большому счету.

- Почему вы не поете песен о любви?

- Я считаю, что они практически все о любви.

- Каким вам видится рок в будущем? На постигнет ли нашу рок-музыку участь джаза?

- Я не знаю, что вы имеете в виду под «участью джаза». Если вы считаете, что джаз, став официальным видом искусства, потерял массовую популярность, то скажу, что джаз - музыка, изначально не рассчитанная на массового слушателя. Все таки это музыка для любителей, и нельзя сказать, что их сейчас мало. Даже наоборот - огромное количество. Во многом джаз был сверхпопулярен в свое время как раз из-за того, что его пытались запрещать. А сейчас он имеет именно то количество слушателей, которое в нем нуждается. Ни больше ни меньше. Что касается рок музыки, то вряд ли это произойдет, потому что это более доступный, простой для восприятия вид искусства. А если лишний ажиотаж исчезнет, то я в этом ничего плохого не вижу.

-Как вы считаете, может ли сольная карьера некоторых участников группы привести к распаду всего коллектива? (Лаврикова).

- Нет, я не думаю, что группы прекращают свое существование из-за этого. Когда мы были помоложе, подобные мысли нас посещали, и когда кто-нибудь из группы работал один, это воспринималось чуть ли не как предательство. Теперь мы поняли, что, помимо того, что делаем вместе, у каждого остается место для индивидуального творчества, которое по мере возможности заполняется сольным. И вовсе не в противовес всей группе. И почему же это не показать зрителю?

- Намного ли ушла западная рок музыка вперед от нашей? И есть ли шансы наверстать упущенное?

- Технически рок-музыка на Западе оторвалась очень далеко. А что касается идей, то, думаю, что никуда она от нас не ушла. Удастся ли нагнать ее технически - вопрос, который зависит не только от музыкантов.

- Кто вы в быту?

- Работник кухни.

- Почему «Машина времени» из ансамбля, который слушала молодежь 70-х, воспитанная на идеях 6О-х, превратилась в обычную команду, которая исполняет обычные шлягеры, угодные всем, но только на тем, кто вас любил и слушал когда-то? Разве вы не заметили, как изменился состав публики на концертах? Почему, когда народ на концерте начинает жечь спички, выпрашивая «Свечу», вы угощаете его песней «В добрый час»? Почему «Машина времени» в хит-парадах еле-еле убегает от ансамбля «Форум»? Почему о лидерстве уже не идет речь?

- Я с вами не согласен. На сегодняшний день у нас с вами кончаются 80-е годы, мы не можем жить ни в 70-х, ни в идеях 60-х годов. Что касается так называемых шлягеров, то мы их никогда специально не писали, а процент тех песен, которые становились популярными и в 60-х, и в 70-х, и в 80-х годах, у нас сохраняется без изменений. А «Свеча» и «В добрый час» - это совершенно разные песни.«В добрый час» написана на восемь лет позже, поэтому сегодня нам ее играть интереснее, чем «Свечу». Вы, очевидно, хотите, чтобы мы превратились в некий вечный проигрыватель собственных песен какого-то отрезка вашей жизни, который вам особенно дорог. А нам пока еще интересно говорить о том, что с нами происходит сегодня, и делать то, что мы делаем сегодня, а не десять лет назад. Что касается лидерства, то мы никогда не ставили себе такую задачу с первых дней существования группы. Тем более, «убегать» от ансамбля «Форум», у которого, судя по вашему письму, столь хорошо идут дела. Правда, я не знаю, какой хит-парад вы имеете в виду... Все-таки- мы позволили себе заниматься тем, что нам интересно и интересно именно сегодня.

- Сейчас, когда рок получил «право гражданства», важно попытаться сохранить все то стоящее, что было создано с начала 70-х. Считаю важным и небезынтересным для любителей рока всех возрастов издание Кинги об истории советской рок музыки. Я знаю, что есть о чем рассказать: «Классическая эпоха «Машины», «Скоморохи» Градского», «Рубиновая атака, «Високосное лето» и т. д. Не взялись бы вы за этот нелегкий, но важный труд?

- Дело в том, что я не могу этим заняться просто по причине отсутствия времени. Работа над книгой - это серьезная работа. Но знаю, что подобное издание готовится в «Молодой гвардии». У меня есть повод надеяться, что это будет книжка объективная и хорошая...

- Вы только даете концерты или работаете где-то еще? (Горнаева Ольга)

- Замечательный вопрос. Есть еще такая категория слушателей, которая считает, что музыканты днем стоят у станка, а вечером для собственного удовольствия и для удовольствия собравшихся дают концерты. С одной стороны, такая наивность меня радует, потому что результат нашей работы должен выглядеть легко, и то количество труда, которое было затрачено для получения этого результата, должно быть известно только нам самим. И если создается впечатление, что для нас концерт - отдых, а мы еще где-то работаем, то это очень приятно. Но, увы, это не так. Из-за своей музыкальной деятельности - репетиций, записей, концертов и т. д. - мы практически не располагаем свободным временем.

- Ваше отношение к «Битлз» сегодня?

- Точно такое же, как и 18 лет назад.

- Что нравится и что не нравится в современных 18-летних?

- Нравится избыток энергии, рационализм, некоторая бездумность, но именно это же и не нравится.

- Какой бы вы дали совет себе - семнадцатилетнему?

- Поменьше расстраиваться по пустякам. Но, к сожалению, пустяки это или нет, видно только 1О лет спустя.

- Чей отклик о творчестве ансамбля вам был бы особенно важен и значим?

- Я затрудняюсь выбрать одного какого-то человека в абсолютные судьи. Не знаю. Мне важней всего, когда мы вчетвером, не сговариваясь, абсолютно довольны тем, что у нас получилось. Это бывает не очень часто.

-Какая из молодых московских групп подвит большие надежды?

- Многие подают. Мне очень нравится «Бригада С».

- Мешает ли вам в быту популярность?

- Мешает. Но если быть честным, то иногда и помогает.

- Есть ли у Вас дети?

- Пока нет.

- Чувствуете ли вы тупик в вашем творчестве

- Нет, не чувствую.

СОТНИ ЗВОНКОВ, тысячи открыток. Как и у любого творческого человека, у Андрея Макаревича не так уж много времени. Каждый вечер концерт, днем репетиции, подготовка к первой зарубежной гастрольной поездке на концерты Польшу (25 марта группа «Машина времени» уже отправилась в турне). Потому, естественно, мы выбирали вопросы практически, как в лотерею, вытаскивая из мешков открытки наугад. Но у поклонников творчества этого старейшего в стране рок коллектива сегодняшняя встреча на страницах газеты не последняя. Мы еще не раз вернемся к новым работам группы, а завтра в 18.49 по Ленинградской программе телевидения будет показан «Музыкальный ринг» с участием Андрея Макаревича, и мы надеемся, что он сможет дополнить наш телефонный диалог.

У телефона дежурили Андрей МАКАРЕВИЧ, Евгений ФЕДОРОВ и Дмитрий ШАВЫРИН.

 
 
Идея, воплощение и поддержка архива: И. Кондаков, 1998 - 2024