Год назад стукнуло ему 70. А сегодня, стало быть, 71. Владимир МАТЕЦКИЙ – культовая фигура нашего рок-бомонда с тех пор, когда, ещё будучи студентом МИСИС, прославился (в узких кругах для начала) в качестве бас-гитариста группы «Удачное приобретение».
"Удачное приобретение"
Известен и любим как композитор, продюсер и знаток авторского права.
В своё время меня лично огорчили заявления Макаревича в отношении #крымнаш и считаю, что в целом рок-музыканты весьма поверхностно изучили историю вопроса, однако это не повод для людей моего поколения как бы украинизировать нашу жизнь и скатываться в т.н. культуру отмены, перечеркивая воспоминания студенческой поры.
Да, таких временщиков-дебилов, как БИ-2 надо гнать несвежими тряпками, но вот что касается советских рок-ветеранов – пожалеть и простить; не будем забывать, что портвейн+вермут той эпохи выжигали серое вещество покруче всяких там ЛСД, которыми баловались всякие там «битлы».
Здесь смайлик условный, с гитаркой.
С Андреем Макаревичем Матецкий знаком с середины 70-х, а в 2006 организовал запись очередного альбома «Машины» («Time Machine») на той самой студии в Лондоне, где записывали свои шедевры как раз те самые «битлы».
– Когда впервые услышали о «Машине времени»? Могли предположить, что будете с этой командой записывать альбом на легендарной студии «Abbey Road»?
– Ох, давно это было – как раз почти 50 лет и прошло с того момента! Конкретного дня нашей первой встречи я не помню, но помню, что ещё Юра Борзов играл на барабанах.
Борзов крайний слева.
Потом, несколько позже, мы общались в ДК «Энергетик», был такой на набережной. Там разные группы репетировали, в том числе и "Машина". Ну а в 70-е мы играли часто на каких-то совместных «сейшенах» – я же был бас-гитаристом группы "Удачное приобретение", вот мы и пересекались "по работе".
Но было и личное общение.
Что касается «Abbey Road», то мы все не сразу поняли в шестьдесят девятом году, когда диск вышел, что речь идет об улице, на которой студия расположена – и всего-то! Тогда названия альбомов было модно переводить – вот и проходил этот диск как "Аббатская дорога". Очень даже многозначительно!
– Выбор студии был постулирован тем, что вы - самый известный битломан страны или просто это удобно?
– Насчет «самого» - думаю, найдутся и другие претенденты на титул!
Но сработало все вместе: и «битловскую» тему хотелось отработать, и Лондон, и качество студии. Так что как-то естественным путем всё и получилось.
– Кутиков рассказывал об этом опыте: «Это был полёт в другую вселенную. Во-первых, впервые за все годы существования „Машины“ мы попробовали сочинять коллективно — было очень тяжело, но несколько удач нас на этом пути ожидало. Во-вторых, за те дни, что провёл на «Abbey Road», я понял о звуке больше, чем за всю предыдущую жизнь. Никогда столько не работал, хотя вообще не ленив — проводил по двенадцать часов в студии, а потом, ночью, голова гудела от того, что накопилось за день и должно было быть разложено по полочкам! Культура звука, понимание музыки на световые годы отстоит от всего, что можно увидеть и услышать в наших студиях. Рабочий день на студии длится не более двенадцати часов. Меньше — пожалуйста, больше — нет. При этом один сорокаминутный перерыв на ланч. Работают в таком режиме все: звезды, музыканты, техники, инженеры, продюсеры».
Какие были проблемы при записи этого альбома с организационной точки зрения?
– Мелких проблем было много – и они решались по мере поступления. А из глобальных: нам хотелось еще и фильм снять про весь процесс записи, а это дополнительная психологическая нагрузка. Но и с этим справились.
– Там играли Рэй Купер, Пол «Викс» Викенс (музыкальный руководитель группы Пола Маккартни), Алан Йоханнес – музыкантов подбирали вы, как продюсер? С Макаревичем кандидатуры согласовывали?
– И еще Хеймиш Стюарт играл.
Конечно же, мы всё вместе решали и обсуждали. И наши позиции с Андреем совпадали – мы не хотели, чтобы гости "перевешивали": важно было не потерять концептуальную нить пластинки. А гости давали краску, придавали шарм. Духовики тоже интересно прозвучали, причем сыграли всё с первого дубля.
Но самое главное – я привел на запись легендарного битловского продюсера Джорджа Мартина, и он в знаменитой «Студии 2» общался с "машинистами". Это все есть в фильме.
Джордж Мартин с битлами
– Андрей Вадимович – сложный партнер в студийной работе?
– Для меня - нет: уж слишком давно мы знакомы! Практически всегда нам и слов-то нужен был самый минимум, чтобы понять друг друга.
– А на сцене?
– Сцена - это совсем другое дело! Но я не член коллектива "МВ", поэтому тут, как говорится, без комментариев.
– Кто из музыкантов самый интересный и/или харизматичный?
– Отвечу предсказуемо, но честно: все участники "Машины" интересные и харизматичные люди, и каждый по-своему.
И потом такой большой срок совместной работы – это мощнейший ингредиент их "модуса вивенди и операнди".
– Есть ли любимая песни «Машины времени»?
– Я люблю совсем старые песни - такие, как «МАРИОНЕТКИ» и «МИЛЛИОНЕР».
– А почему эти?
– Наверное потому, что услышал их впервые давным-давно, ещё в начале 70-х, и это произвело тогда сильное впечатление.
– В вашей системе координат является ли «Машина времени» самым заметным музыкальным коллективом второй половины ХХ века (в СССР)?
– Я избегаю слова «самый» в характеристиках. Но то, что МАШИНА была ОДНИМ ИЗ таких коллективов – это точно!
– В чем плюсы и минусы этого коллектива?
– Основные плюсы – "нарулили" свою географию холста, как принято говорить у художников. Ну и lasting quality[1], конечно же.
А минусы... пожалуй, воздержусь!
– Есть такое явление, как «русский (советский) рок»?
– Роза пахнет розой, как её не назови – кажется так у Шекспира?
– Какова роль «молодёжной музыки» в формировании культурного ландшафта Советского Союза брежневской эпохи?
– И Андрей [Макаревич – Е.Д.], и я – мы давали интервью для фильма «HOW THE BEATLES ROCKED THE KREMLIN», который снимала компания ВВС.
Похоже, что это правдивое название.
– Чьё мнение о рок-культуре вообще и «МВ» в частности имеет значение для вас лично?
– Я с уважением отношусь к чужим соображениям и мнениям, но у меня уж слишком много личных воспоминаний, чтобы доверяться чужим на 100%.
– Читали мемуары участников команды: «Всё очень непросто» Максима Капитановского, «Сам овца» Андрея Макаревича, ««Машина» с евреями» Петра Подгородецкого и другие?
– Читал книжки Макаревича и Капитановского, видел кусочки разных видео-интервью Пети Подгородецкого.
– Как в целом относитесь к жанру автобиографической мемуаристики (в контексте скандалов вокруг воспоминаний Марины Влади, Иосифа Кобзона, Андрея Кончаловского и Марка Рудинштейна)?
– Отношусь толерантно. Понятно, что каждый отрабатывает свою версию происходившего - а как иначе?
|