ИТОГИ, апрель 2003 г.Остановилось дыхание
Прошли клубные концерты памяти легендарного бас-гитариста 70-х Николая Ширяева
Эпоха кончается, когда уходят люди, составлявшие ее суть. Убитый уличными грабителями в марте этого года, бас-гитарист Николай Ширяев
был знаковой фигурой рок-сцены 70-х. Недавно московские музыканты собрались в клубах "Би Би Кинг" и "Вудсток", чтобы почтить его память так, как, наверное,
и следовало: играя рок и блюз. Гитарист Алексей Белов (Вайт) вспомнил традицию нью-орлеанских джазовых музыкантов, которые по дороге с похорон
свинговали. Он и открыл вечер импровизациями на темы Хендрикса и Джонсона, которые ранее исполнял в совместном проекте с Ширяевым. В джеме участвовали ветераны:
Михаил Соколов, Николай Арутюнов, Сергей Воронов, Валерий Гелюта, Михаил Ольшаницкий, Валерий Серегин. Алексей Козлов вспоминал Ширяева, худощавого, длинноволосого,
в невероятных расклешенных джинсах - и уже умеющего играть, когда другие только пытались. На следующий день при участии группы The Blues Spinners состоялся
энергичный джем, где самыми заметными были выступления певицы Оксаны Ефимовой и гитаристов Вадима Иващенко и Юрия Каверкина.
Эти два дня напомнили о 60-х и 70-х годах, кода параллельно официозу существовала дикорастущая рок-культура, адепты которой слушали "Битлз" и
Джанис Джоплин и говорили на особом языке, где забавно исковерканные английские глаголы перемежались словами из сленга русских лабухов и заключенных.
Телевизор никто не смотрел, но каждая крупица информации жадно усваивалась. 15-секундный фрагмент выступления Бадди Гая, вклеенный в телекомментарий, был шоком.
"Отойдите, мне плохо, поет чернокожий певец, - заглушал его ведущий, - вот как живется в мире чистогана..." О Бадди Гае на следующий день
восторженно говорили тысячи, заодно поминая мене лестно политического обозревателя и всю систему. Скверные стороны культурного подполья
очевидны. Но была и другая сторона - энтузиазм и любовь к музыке. Рекламы не было, но на "сейшены" рвались толпы. РОкеры стали героями устного эпоса.
Ширяев начал играть в 1966-м. (в те времена, как вспоминает Вайт, в группу могли взять просто потому, что у человека была гитара), а через
три года, к моменту возникновения группы "Второе дыхание", стал инструменталистом экстра-класса. С гитаристом Игорем Дегтярюком и ударником
Максимом Каптановским они играли в стиле классических роковых трио Jimi hendrix Experience, Cream и Taste, основанном на сложных импровизационных задачах каждого
инструмента. У Ширяева была индивидуальная ритмическая повадка, основанная на острой, нервной синкопе. После запрета "Второго дыхания" по инициативе
райкома ВЛКСМ Дегтярюк и Ширяев вошли в первый состав козловского "Арсенала". О них заговорили, и вскоре состоялся легендарный ночной концерт в Театре на
Таганке, кудаарсенальцев пригласил Юрий Любимов. Потом Николай участвовал во множестве проектов, получил высшее музыкальное образование как аранжировщик,
сочинял собственные джаз-роковые композиции. К музыке, которую ревниво запрещали старые власти, оказался равнодушен новый шоу-бизнес - слава не всегда
подразумевает востребованность. Но слава означает, что Николая Ширяева будут помнить, пока у нас есть живая музыка.
Алексей Аграновский |