Статья - Только вперед!, Комсомолец Кузбасса, 1981
Машина времени
 
История
Пресса
Неизданное
Альбомы
Сольники
Фотоархив
Стихи
Музыканты
Разное
Песни  
Новости
Общение
Аудио
Видео
Ссылки
               Поиск:     

Статьи и интервью

< в раздел Прессы

 
Комсомолец Кузбасса, 1981 г.

Только вперед!

Когда обсуждался новогодний выпуск "Дискоклуба", то, естественно, возник вопрос: о каком коллективе рассказать? И также, естественно, нашелся ответ: конечно, о том, что чаще всего упоминается в читательской почте. А это – московская рок-группа "МАШИНА ВРЕМЕНИ". Наш корреспондент по заданию редакции побывал на концерте "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ", встретился с участниками ансамбля. Ниже мы предлагаем вниманию читателей его материал.

Если бы не существовало уже ансамбля с таким названием, то именовать их можно было бы "Синей птицей". И более того потому, что, подобно мифическому существу "цвета ультрамарин", рок-группа "МАШИНА ВРЕМЕНИ" неуловима. Слышали о ней все, слышали ее (в магнитофонных записях) многие, слышать ее со сцены удавалось редко кому.

В только что завершившемся 1980 году о "МАШИНЕ ВРЕМЕНИ" заговорили вдруг много и многие. В хит-парадах советской песни газеты "Московский комсомолец" группа уверенно заняла высокие места. Знание репертуара "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" стало обязательным для всех, кто более или менее интересуется современной популярной музыкой. Для "знатоков" требовалась информация более обстоятельная. "МАШИНА ВРЕМЕНИ" вдруг (а вдруг ли?) стала группой года, что не помешало возникновению вокруг нее некоего ореола таинственности. Не развеяли, а, пожалуй, еще более сгустили этот ореол статьи в "Комсомольской правде" о том, что какие-то дельцы в Москве продают билеты на несуществующие концерты "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" На эту удочку попалась не одна тысяча любителей рок-музыки. Это, и довольно противоречивые сведения, появившиеся в печати (группа занимает первое место на фестивале "Тбилиси-80", а директор фирмы "Мелодия" говорит, что у нее слабые тексты и музыка), способствовало созданию не менее противоречивого образа. Признаюсь, что и я в какой-то мере поддался влиянию этого смоделированного имиджа. В таком случае, по русской поговорке, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так я и поступил. К сожалению, нет возможности порекомендовать то же и нашим читателям, поэтому постараюсь как можно полнее и объективнее изложить все, что знаю о "МАШИНЕ ВРЕМЕНИ" Пользуясь терминологией рок-музыкантов, попытаюсь сделать это в стиле "фьюжн", то есть создать сплав из личных впечатлений от концерта, информации из достоверных источников и записей из блокнота, появившихся после беседы с художественным руководителем группы Ованесом МЕЛИК-ПАШАЕВЫМ и другими ее участниками.

Когда чего-нибудь очень ждешь, предвкушаешь встречу, то "наградой" ожиданию часто бывает разочарование. К счастью, так не получилось у меня с "МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ". Увидел даже больше, чем предполагал. Именно увидел, так как услышать нового ничего не довелось. Все, что исполнялось со сцены Томского Дворца спорта, приходилось слышать и ранее. Пусть в неидеальных, но вполне приемлемых по качеству магнитофонных записях. Но "МАШИНА ВРЕМЕНИ" – группа, которую надо обязательно видеть. И потому, что их концерт – хорошо продуманная режиссерская музыкально-поэтическая композиция, где каждому участнику четко определены место и манера поведения. И потому, что это интересно и по цветовому оформлению. Нас сейчас трудно удивить чем-то в этом плане. Одни "Земляне", казалось бы, приучили ко всяким неожиданностям. Но "МАШИНА ВРЕМЕНИ" находит и тут свое решение. Применяя массу световой техники, они подчиняют ее своему замыслу, заставляя нести не только оформительскую, сколько функциональную нагрузку. Прожектора, проблесковые огни трудятся весь вечер, высвечивая и сопровождая артистов от песни к песне, от мысли к мысли. Мысль! Вот главное, что выделяет сегодня "МАШИНУ ВРЕМЕНИ" из нахлынувших вдруг отовсюду рок-групп, нахлынувших таким мощным потоком, что его можно сравнить только с потоком ВИА конца 60-х годов. Мысль пульсирует в каждой песне, заставляя думать зал. Сегодня все говорят о том, что "МАШИНА ВРЕМЕНИ" – одна из немногих групп, в песнях которых большую нагрузку несет текст. С самого начала своего возникновения – конца шестидесятых годов – группа занимается исполнением собственных песен на собственные тексты. Благо, что с первого дня и по сегодня душой и творческим лидером коллектива является музыкант и поэт Андрей МАКАРЕВИЧ. В начале своего пути "МАШИНА ВРЕМЕНИ" – группа музыкантов-самоучек, едва вышедших из подросткового возраста и черпающих творческое вдохновение из неисчерпаемой энциклопедии рок-музыки – "Битлз". Идет время, оттачивается мастерство, формируется стиль, в котором можно уже заметить влияние "Лед Зеппелин" и "Пинк Флойд". Группа участвует в ряде фестивалей и концертов.

Складывается любопытная ситуация: растет популярность группы, но полулегальное ее существование не дает в полной мере и с толком эту популярность реализовать. Такое двойственное положение и приводит к тому, что осенью 1979 года группа распадается. Макаревич ищет и находит единомышленников, и новый состав группы одерживает победу на фестивале "Тбилиси-80", об уровне которого можно судить по тому, что, что, принимавшие в нем участие такие видные коллективы, как "Ариэль", "Цветы", не стали даже лауреатами.

Тбилисскому фестивалю досталась счастливая участь первооткрывателя для большой аудитории интересных коллективов: таллинского "Магнетик Бэнд", рижского "Тип-Топ", московского "Автографа", ашхабадского "Гунеша". "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" тоже. Именно после фестиваля в Тбилиси группу зачисляют в Росконцерт. Она становится официальным профессиональным коллективом, выступающим, правда, с одним отделением. Первым отделением идет еще что-либо, и хорошо, если это ансамбль танца "Сувенир". Зачастую "спарринг-партнер" подбирается методом "тыка". Так было, в частности, и на концерте, где довелось побывать мне. Первым отделением шел прекрасный высокопрофессиональный коллектив из Ленинграда "Современник" под управлением А.Кролла. Коллектив джазовый. Видимо, найдутся любители горчицы, многие любят пирожное. Но вряд ли кому понравится пирожное с горчицей вместе. И это непродуманное формирование гала-концерта, к сожалению, не единственная проблема, с которой сталкиваются музыканты. По-прежнему их нечасто можно услышать по радио. На телевидении записана только одна их песня. Та же песня – "Снег" – записана и на пластинке "С Новым годом". Эта, да еще гибкая пластинка в последнем "Кругозоре" – вот пока все, что можно предложить любителям музыки. Этого, конечно. Мало, поэтому каждый второй, пришедший на концерт "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" нес с собой, несмотря на запрет, портативный магнитофон. Что и говорить – не лучший метод популяризации советской эстрады. О "МАШИНЕ ВРЕМЕНИ" – как интересном явлении – говорить можно много, но газетная площадь ставит свои рамки, диктует свои законы. Поэтому в завершение – о нынешнем составе группы: всего их 18 человек. Музыкантов четверо. Это Андрей МАКАРЕВИЧ, архитектор по образованию, незаурядный художник, играет на гитаре, рояле, поет. Бас-гитарист и вокалист Александр КУТИКОВ. По специальности – звукорежиссер, что очень ценно, так как всю аппаратуру – и акустическую, и световую – группа приобретает за собственные деньги и ремонтирует, настраивает своими силами. Самый молодой и единственный, имеющий специальное музыкальное образование – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ. Он играет на клавишных, поет. Так же, как Макаревич и Кутиков, пишет музыку. На ударных – выпускник химического факультета университета Валерий ЕФРЕМОВ. В числе основных участников ансамбля называют Александра БУТУЗОВА, во время концерта читающего подобранные с большим вкусом стихи Анчарова, Тарковского, Пушкина, художника по свету Александра ЗАБОРОВСКОГОи звукорежиссера Игоря КЛЕНОВА. Все вместе они и представляют собой то, что называется "МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ". "МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ", настроенной на движение вперед.

Е. АРСКИЙ. "Комсомолец Кузбасса", январь 1981 г.

 
 
Идея, воплощение и поддержка архива: И. Кондаков, 1998 - 2024