В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Макаревич
Источник.
05 Августа 2001 [16:15-17:00],
В гостях: Андрей Макаревич
Ведущие: Матвей Ганапольский
В беседе принимает участие Николай Тамразов.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Добрый день. В студии Матвей Ганапольский и Николай Ишуевич Тамразов.
Н.ТАМРАЗОВ: Здравствуйте.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Также в студии находится Андрей Макаревич. Добрый день, Андрей.
А.МАКАРЕВИЧ: Добрый день.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Присылайте свои сообщения Андрею Макаревичу о его сегодняшней жизни со всех городов вещания "Эхо Москвы" на наш эфирный пейджер в Москве 974-22-22, абонент "Эхо Москвы". В других городах другие телефоны компании "Мобил-Телеком". И по традиции начнем с песни.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: "Звезды не ездят в метро", так называется эта странная музыка. Не могу подобрать пока другого слова.
А.МАКАРЕВИЧ: Отлично. Значит, цель достигнута.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну что ж, начнем. У меня написано: поэт, певец, композитор, лидер "Машины времени". И начнем с того, что не написано – писатель. Сегодня вышла Ваша книга. Что за книга, расскажите, пожалуйста?
А.МАКАРЕВИЧ: Книга называется "Сам овца". Я затрудняюсь называть жанр, потому что очень не хочется называть это мемуарами. По моему убеждению, мемуары пишут на глубокой безнадежной пенсии. Это рассказики о том, что происходило в разных местах в разное время. Большая часть посвящена родителям – в основном, отцу. Как много я от него получил, я продолжаю только еще понимать. Наверное, во многом я смотрю на происходящее его глазами, и это очень важно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Андрей, Вы поздний ребенок?
А.МАКАРЕВИЧ: Не безобразно поздний. У меня еще есть сестра, которая младше меня на 9 лет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Завидую. Я поздний ребенок, и мы во времени разошлись очень сильно. А теперь понимаю, что недобрал чего-то. Что еще в книге?
А.МАКАРЕВИЧ: Туда как часть вошла книжка, которая выходила фактически 10 лет назад. Она собой являла историю группы "Машина времени". Потом там самые первые детские впечатления. У меня такое ощущение, что я очень рано стал запоминать то, что со мной происходило.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Эти пробы пера будут продолжены, или пока хватит?
А.МАКАРЕВИЧ: Не знаю, пока не планируется. Когда я принес книжку издателю Игорю Захарову, он прочитал и говорит: "Это замечательно. Мы это издадим, но ты не хочешь дописать еще, чтобы она была чуть больше?" Я сначала возмутился, потому что мне показалось, что уже все, а тут мне кто-то указывает, что что-то надо дописывать. Но потом переборол в себе это высокомерие, сел и с удовольствием написал еще страниц 60. Так что из последних происходивших историй это август 1991 года.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А последние перипетии с "Машиной времени"?
А.МАКАРЕВИЧ: Я старался "Машины времени" не касаться, сколько можно. Помимо "Машины времени" много, чего еще происходит.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А Вы сейчас стараетесь как-то дистанцироваться?
А.МАКАРЕВИЧ: Ни в коем разе. Мы работаем очень активно, и эта песня, которая сейчас прозвучала, выйдет с еще десятью новыми вещами в сентябре. Эта пластинка будет назваться "Место, где свет". И сейчас мы будем снимать клип и будем активно готовится к выходу альбома, а потом к гастролям, которые будут связаны с этим делом.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Давайте дальше слушать музыку и после этого разговаривать дальше.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Коснусь пейджера. "Хочу поблагодарить Вас за то, что, не зная того, несколько лет назад Вы подставили мне плечо в самую трудную минуту жизни. Услышала Ваш голос, и мужество вернулось. Однажды видела Вас на светском приеме. Очень хотелось подойти поблагодарить, но вокруг Вас было столько лиц, делавших промоушн себе любимым. Стало противно, повернулась и ушла. Спутник долго возмущался. Вчера услышала в анонсе Вашу новую песню. Может быть, и смеетесь, но это очень близко к тому, что я думала и чувствовала в последнее время. Я рада, что Вы не изменили себе, что не бронзовеете. Храни Вас Бог. Женя". Отсюда у меня вопрос. Вы действительно относитесь к тем людям, которые пишут так, что каждый находит в этом кусочек своего. Вообще о чем Вы пишете? Я неустанно цитирую Вашу фразу, которую Вы когда-то сказали в одном телеинтервью. Вы сказали, что человек, который пишет, - проводник чего-то божественного.
А.МАКАРЕВИЧ: Абсолютно. Я не могу сказать, что специально пользуюсь какими-то приспособлениями для выискивания тем. Приходит в голову какая-то строчка, какая-то мысль, которая кажется достойной внимания. Потом получается песня. Причем я не всегда участвую в этом процессе. Это делается в голове иногда неделю, иногда месяц, иногда год. А потом я беру и все записываю.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А что, песни иногда долго варятся?
А.МАКАРЕВИЧ: Иногда очень долго, а иногда за один день.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А можно пример песни, которая варилась долго, и пример песни, которая появилась сразу?
А.МАКАРЕВИЧ: Было несколько песен, которые были написаны моментально. Например, слова песен "Поворот" или "Ах, что за луна". Две эти песни были написаны за один день, за кружечкой пива в Парке культуры и отдыха имени Горького в 1979 году. А "Звезды не ездят в метро" писалась долго. Причем сначала долго делались стихи, а потом долго делалась музыка.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А Вы добиваете песню или откладываете? Бывает такое, что бросили, так и не закончив?
А.МАКАРЕВИЧ: Если мы чувствуем, что совсем не катит. Но это бывает очень редко.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы сказали "мы". Насколько здесь коллективное и насколько индивидуальное? Поражает стабильность группы при отдельных уходах и приходах.
А.МАКАРЕВИЧ: Что касается стихов, я себя веду довольно деспотично. А что касается музыки – это абсолютно коллегиальное дело. Например, "Звезды" изменились до неузнаваемости под воздействием всех товарищей – и Маргулиса, и Державина, и Кутикова. То есть, сохранилась гармония и мелодия, а все, что вокруг, очень изменилось.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Еще по поводу группы. Державин вписался?
А.МАКАРЕВИЧ: Абсолютно вписался, и если мы доберемся до 4-й песенки, которая принадлежит его перу… Во всяком случае, это очень неожиданный Державин для тех, кто привык слушать "Не плачь, Алиса", и прочее.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вообще человек сделал шаг совершенно удивительный. Отказаться от своей собственной сольной карьеры – это удивительно. "Господин Макаревич, вспоминаете ли Вы в своей книге о 19-й школе? Спасибо. Анна".
А.МАКАРЕВИЧ: Да, вспоминаю, конечно. Там есть эпизоды.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Много вопросов по поводу телевидения, "Смака", отдельных проектов, которые связаны с какими-то путешествиями. Что здесь происходит?
А.МАКАРЕВИЧ: Происходит много всего. Наша компания "Смак" на сегодняшний день производит 7 программ, и это не предел. Мы собираемся снимать многосерийный телевизионный фильм, мы собираемся запустить несколько новых программ, которые, в принципе, уже готовы. И дальнейшее уже зависит не от нас, а от того, купят их или не купят, потому что мы независимые производители. Мы делаем товар и предлагаем его.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Помилуйте, какой Вы независимый производитель? Вы и Эрнст, по-моему, одно целое.
А.МАКАРЕВИЧ: Нет, он очень часто мне отказывает, потому что дружба дружбой, а работа работой. И я Костю очень хорошо понимаю, у него действительно дружеские отношения ни в малейшей степени не отражаются на каких-то рабочих решениях.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Третья песня. Что это?
А.МАКАРЕВИЧ: Это музыка Саши Кутикова с моими стихами.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: "Андрей, кажется, что Вы очень эмоциональный человек. Как выплескиваются Ваши отрицательные эмоции?" – спрашивает Изольда Серафимовна из Москвы.
А.МАКАРЕВИЧ: Могу психануть, могу наорать, потому что не всегда нервы выдерживают. Бывает срываюсь, и это очень нехорошо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А отчего не выдерживаете?
А.МАКАРЕВИЧ: Дело в том, что все, чем я занимаюсь – и телевидение, и музыка, - это все очень нервные дела. И копится, копится, а потом последняя капелька переполняет эту чашу, и на ни в чем неповинного человека все это вываливается. Тут уже работают законы природы.
М.ГВАНАПОЛЬСКИЙ: А Вы извиняетесь, если Вы не правы?
А.МАКАРЕВИЧ: Да.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И это бывает даже в группе?
А.МАКАРЕВИЧ: Бывает. Но в группе проще. Мы уже настолько хорошо друг друга знаем, что там уже можно и не орать.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: "Обещали разговор об отдыхе, а где, как и отчего отдыхает Макаревич?" - Евгений из Лобни. Господа, это будет для вас шокирующе, потому что сейчас будут названия, на которые у вас денег не хватит.
Н.ТАМРАЗОВ: Я был однажды на Мальдивах. Я после Андрея был на этом японском острове и видел его фотографию, где он стоит с огромной рыбой. Это меня подзадорило на то, чтобы поехать в океан ловить рыбу.
А.МАКАРЕВИЧ: Получилось?
Н.ТАМРАЗОВ: Получилось, и теперь я тоже стою где-то на фотографии и держу в руке рыбу.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Все-таки хороший вопрос. Где, как и отчего отдыхает Макаревич?
А.МАКАРЕВИЧ: От всего того, чем я занимаюсь помимо отдыха. Отдыхать получается редко и, к сожалению, спонтанно. Я очень завидую людям, у которых настолько планируемая работа, что можно сказать: "Мы через 8 месяцев едем туда-то". У нас так не получается, мы можем запланировать свою жизнь от силы на 2-3 месяца вперед. Вдруг оказывается два дня свободных, и ты понимаешь, что уже не успеешь никуда уехать, потому что ничего не подготовлено. Я люблю ездить в Днепропетровск к своим друзьям. Там замечательная природа, замечательная подводная охота. Я люблю ездить в дальние края – в августе-таки уеду. Практически, через два дня. Но это происходит нечасто. Если за зиму удается один раз на неделю выехать в горы покататься на лыжах и пару раз на недельку выехать понырять в течение года – это большая удача.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А были у Вас от обыденности какие-то дорогие понты типа как Фоменко, который любит сидеть за рулем гоночной машины?
А.МАКАРЕВИЧ: Я не думаю, что для него это дорогие понты. Я думаю, что для него это то, что ему очень нравится. Я, например, очень люблю плавать под водой, но к понтам я это не отношу совершенно. Вчера был в Ялте и, несмотря на то, что был по делам, не удержался и нырнул. Нашел якорь века седьмого, наверное, и пометил местечко.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Следующая песня та самая, четвертая. О чем?
А.МАКАРЕВИЧ: Это Андрюша Державин. Просто послушайте, будет непривычно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Поет Андрей Державин. Группа "Машина времени". Смотрите, как времена меняются.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: "Дорогой, Андрюша, мне 74 года, но Вас я слушаю всегда с большим удовольствием и считаю Вас лучшим из российских рыцарей песни и баллады. Удачи Вам во всем. Ваша поклонница Изабелла Александровна. Спасибо Вам большое".
А.МАКАРЕВИЧ: Спасибо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вопросов много. Например: "Андрей, почему Вы никогда не поете о запредельном? Вам нечего сказать, или проблемы социума Вас интересуют больше?"
А.МАКАРЕВИЧ: Хотелось бы определиться в терминах и понять, что товарищ имеет в виду под запредельным.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Много вопросов о личном. Скажете что-нибудь о личном?
А.МАКАРЕВИЧ: Да все в порядке.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это ответ на 286 вопросов, которые пришли. Пишет Инга, музыкант без работы: "Могли бы Вы устроить меня в один из своих ресторанов, например, мыть посуду?"
А.МАКАРЕВИЧ: Милая Инга, если бы у меня были рестораны, я бы Вас, наверное, туда устроил. Но у меня нет ресторанов.
М.ГАНАПОЛСЬКИЙ: "Что больше цените в мужчине и в женщине?"
А.МАКАРЕВИЧ: Я могу сказать, какие вещи меня могут раздражать. В мужчине меня может раздражать хамство, тупость и отсутствие чувства юмора. Это, как правило, связанные вещи. А в женщине для меня очень важен тембр голоса, потому что может быть красивая женщина, и вдруг как заговорит.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: У Кирилла Ваш авторитет рухнул: "Я археолог и прямо в шоке. Как Вы смогли за одно ныряние датировать якорь, да еще седьмым веком? Мы на суше под ярким солнцем не можем 18 век от 17-го отличить, а Вы под водой 7 век. Фантастика!"
А.МАКАРЕВИЧ: Я объясню. Возможно, это не седьмой, а восьмой или девятый век, потому что в определителе якорей, которым я пользовался, всплыв на поверхность, этот якорь относится, скорее, к началу эпохи существования гальярдных якорей. По описанию, по картинкам, по определителю. Я понимаю, что все это условно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Алла из Красноярска: "Вы, наверное, согласитесь, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. А что любите кушать?"
А.МАКАРЕВИЧ: У меня вызывает большое подозрение человек, который любит кушать что-то одно. Зачем же так себя ограничивать! Я не люблю, когда пища несвежая. А все остальное очень интересно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вопрос от Александра: "Откуда и зачем такой примодненный звук?" Вопрос достаточно точный, потому что звук другой.
А.МАКАРЕВИЧ: Простой ответ: потому что нам этого захотелось. Мы не ориентировались ни на модность, ни на примодненность. Когда появляется новый человек в команде, это одна пятая часть. Это 20 % голоса, который говорит: "Ребята, вы хорошо и традиционно звучите. У вас 3 последних альбома записаны в одном стиле. Но есть огромное количество красок, почему вы ими не пользуетесь? Попробуйте". Мы попробовали, и нам стало интересно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Кто сейчас для Вас музыкальный авторитет?
А.МАКАРЕВИЧ: Для меня вообще слово "авторитет" применительно к музыке сейчас как-то не очень характерно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А что нравится из того, что сейчас есть в мире?
А.МАКАРЕВИЧ: Очень большой разброс, потому что для меня совершенно не важно, делается это сегодня или сделано 50 лет назад. От времени качество не теряется, поэтому я слушаю массу музыки и 30-х годов, и 50-х. А вот музыку 70-х не слушаю, потому что объелся ей в свое время. Я продолжаю слушать блюз в огромном количестве и люблю традиционный джаз. Элла Фицджеральд, Рей Чарльз. У них вещи, которые не надоедают. Вот сходил на Марка Нопфлера, получил большое удовольствие, хотя все было ожидаемо. Но, тем не менее, хорошо. А каких-то открытий очень давно для меня не происходило. Я помню, когда мы начинали, каждый месяц было какое-то открытие, потому что все были разные. Вот "Лед Зепеллин", вот Сантана появился, Элтон Джон, Стиви Уандер. Сейчас я этого не слышу, или у меня все файлы заполнились. Пожалуй, только "Радиохэд".
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Будем заканчивать. Сейчас прозвучит последняя песня. Я напоминаю, что сегодня мы слушали песни с нового диска, который будет называться "Место, где свет" и выйдет в компании "Синтез-рекорд" в конце сентября месяца. Тут было несколько сообщений: "Не замыливайте старое", поэтому пойдет знаменитая "Свеча" с юбилейного концерта в Олимпийском. Андрей, счастливо, успехов. Коля, скажи слова.
Н.ТАМРАЗОВ: Успехов, и, дай Бог, такого же долголетия.
А.МАКАРЕВИЧ: Спасибо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: У нас в гостях был Андрей Макаревич. Успехов и всего самого наилучшего.
Вопросы слушателей из Интернет к этому интервью
05 Августа 2001 16:00 - Сергей Panin - г. Екатеринбург
Вы были другом Влада Листьева. Вспомните что-нибудь о нем, почему его так бысстро забыли "друзья с тв" Панин Серегей
05 Августа 2001 14:19 - Андрей Мошев - Верещагино
Будет ли в ближайшее время концерт в Перми
05 Августа 2001 13:26 - Иллария Павловна - Москва
Уважаемый, Андрей Вадимович, у вас с Алексеем Венедиктовым настолько похожи голоса, что услышав Алексей Алексеича впервые, я решила, что это Вы! ;)) А теперь вопрос: не кажется ли Вам, что новая песня, которую можно слышать сейчас почти на всех радиостанциях (Звёзды не ездят в метро)- сплошной набор "избитых фраз", как-будто не от души она написана, неискренне, что называется "на потребу публике"! Разубедите, пожалуйста, если это не так! Спасибо и удачи во всём!
05 Августа 2001 11:24 - Валерий Лумельский - Лос Анжелес
Андрей! Есть ли у Вас в планах выступления в США, в Лос Анжелесе в частности, в 2001г.? Спасибо! Счастья Вам.
05 Августа 2001 11:15 - Михаил Березанский - Москва
С нетерпением жду выхода вашего нового альбома в полной версии. Когда он поступит в продажу и будет ли презентация?
05 Августа 2001 09:39 - Сергей Зазовский - Иерусалим
Доброго Вам дня! Первым делом укажу на ошибочку затесавшуюся в тексте одной из песен "Машины", мы - Ваши дети и мы таки поем старые песни, ну и похипповываем в меру сил и фантазии. Вопрос следующий:"С чем собственно было связаны изменения в составе Машины?" В начал года на концерте в "Синераме" вам откровенно не хватало драйва, ну не тянут клавиши, даже и побрив голову не могёть он, не мучьте вы его. Большое спасибо за музыку, вы поколение Битлз, ну а мы - Машинисты, тут уж ничего не попишешь. Да, а когда "Машины" опять посетят нас, любимых? Ждем!
05 Августа 2001 01:18 - Станислав Нещадимов - Москва
Хотелось услышать Ваше мнение по поводу высказывания композитора Никиты Богословского о том знает ли он Макаревича. Если Вы не в курсе,я могу напомнить это интервью,что он не считает Вас вообще композитором.
04 Августа 2001 22:31 - Федор Горбаченко - Санкт-Петербург
Планируются ли выступления Вашей группы в Японии. Там много Ваших поклонников. |