"Пятьдесят на двоих" - Как это было
Казалось, ажиотажа не было. Разновозрастная публика тихо- мирно стекалась на концерт. И если уж народец опоздал на две-три песни, так это исключительно по вине неуклюжей пропускной способности Олимпийского. Только на балконах кое- где зияли пустоты.
Необычная суета, с которой Макаревич, Маргулис, Кутиков и Шевяков бегали по закулисью, вскоре объяснилась просто: на концерт пожаловали друзья "Машины" из мира кино - Ярмольник и Рубинштейн.
Концерт "50 лет на двоих. Продолжение" открыла DJ радио "Максимум" Маргарита Митрофанова. Как и на мартовском "50 на двоих" в Кремле, перед выходом она долго и волнительно репетировала свои слова. После речи Митры на сцену вышли "юбиляры". 20-летнее "Воскресение" в лице Алексея Романова и Андрея Сапунова расположилось в левой части сцены, а работающая уже четвертый десяток лет "Машина времени" (Андрей Макаревич, Александр Кутиков, побрившийся наголо Андрей Державин) - в правой. На заднем плане барабанил Михаил Шевяков, в центре базировался ходячий объединяющий фактор - довольный Евгений Маргулис, играющий и в "Воскресении", и в "Машине".
Впрочем, объединяющих факторов у команд-близнецов и без Маргулиса предостаточно: лидеры групп учились в одни годы в Московском архитектурном институте (поигрывая вместе в свободное или не очень свободное время), причем Романов одно время был "в штате" "Машины времени". Когда несколько лет назад я имел честь готовить материал для "МК" о студенческих годах наших знаменитостей, Макаревич выслушал подготовленный о нем "кусок", а потом сказал: "Вы только напишите, что вместе со мной учился Леша Романов". А Алексей этой весной рассказал и вовсе душещипательную историю, что, дескать, познакомились они с Андреем в метро. Внимание Романова привлек длинноволосый тип, одна штанина которого была явно короче другой, а ботинки, мягко говоря, отличались от обувки остальных пассажиров. Волосы были не просто длинными, но еще и торчали во все стороны. Н-да, похоже, не заметить Макаревича во все времена было трудно.
В отличие от концерта в марте, когда Маргулис и Макаревич вышли в одеяниях а-ля индийский эпос, на сей раз костюмы были вполне традиционными. Разве что Маргулис решил одеть кепочку, похожую на беретку для школьных уроков труда. И началось! То поочередно, то вместе, то попеременно со сцены звучали песни обеих групп. "Наш дом" - четвертая песня по счету - и на подпевках уже весь зал, а Романов достал какой- то здоровый барабан и весело стучал по нему. "Он был старше ее" - Кутиков с новым музыкальным инструментом - щелчком на пальцах. "Блюз Шанхай" - Маргулис размахивает руками, а Макаревич прыгает по сцене как будто ему лет 20!!! Алексей Романов учтиво кланяется по-гусарски, а под сводами Олимпийского уже звучат первые аккорды "Марионеток". Все! Разогрев окончен! Началась ультра!
Пришедшую на концерт публику, как мне показалось, можно было разделить на две части: обитавшую в основном в стоячем партере молодежь и тех, чья молодость совпала с первой популярностью сегодняшних юбиляров. Люди среднего возраста "угорали" как раз над старыми композициями, а молодежь больше специализировалась по хитам, которые, как известно, вне времени. Забавно, когда рядом стоят седовласые мужики и девчонки-тинейджерки с ушами на резиночке. Кстати, многие приходили семьями! Не каждая рок- группа может похвастаться этим фактом!
"По дороге разочарований", "Синия птица", "Однажды мир прогнется под нас", "Скачки" - как на одном дыхании! Кстати, любопытное наблюдение. Концертный репертуар "Машины" всегда составляется таким образом, что номинальный вокалист Макаревич поет едва ли больше половины песен. Остальные приходятся на долю Маргулиса и Кутикова, которые справляются с ними ничуть не хуже!
"Вчера была скорбная дата", - сказал в микрофон Макаревич. - "Как бы мы ни хотели от этого уйти..." Дело в том, что за день до концерта весь музыкальный мир вспоминал убитого 20 лет назад Джона Леннона. Андрей Вадимыч в молодости ведь не просто так носил длинные волосы! Битломаном он был жутким! 30 лет назад было неудивительно услышать в репертуаре "машинистов" песни The Beatles. Но чтоб теперь, да со сцены Олимпийского! "Imagen" Джона Леннона пели Макаревич, Романов, Сапунов, Маргулис, опять Сапунов, опять Маргулис и так далее...
Затем на сцену снова вышла Маргарита Митрофанова, сообщившая публике, что радио "Максимум" проводило опрос своих слушателей, которые выбрали лучшие песни двух групп: "Я думаю, вы знаете, что это за песни". "Кто виноват?" от "Воскресения" и "Поворот" от "Машины". "Поворот" наконец-то заставил некоторых "сидячих" зрителей вскочить со своих мест! Добрую половину песни Макаревич не пел. Он просто бегал по сцене и размахивал руками! Пел зал. Кутиков показывал вверх большие пальцы. Коллективный вокал музыкантам явно пришелся по вкусу! Какая жалость, что Олимпийский так долго разогревался, ведь "Поворот" - последняя песня программы.
Конечно, был "бис". "Есть у меня песни различные" и "Три окна". Со скоростью темнокожих спринтеров легенды русского рока побежали в закулисье на глазах изумленной публики. Семь фигурок молниеносно скрылись за занавесом, ведущим в гримерки. Зрители отчаянно звали обратно. С появлением на больших экранах надписи "50 лет на двоих. Продолжение" Олимпийский просто заревел как на финале чемпионата мира по футболу! Заревел, засвистел, затопал ногами, стал скандировать... Но увы... Это просто концерт так назывался: "50 лет на двоих. Продолжение". И продолжение следует!
Константин БАКАНОВ, pesni.ru |