Проект "Время напрокат". Пресс-зелиз
Основой данного проекта является новый экспериментальный альбом, посвящённый раннему периоду творчества Андрея Макаревича в группе "Машина времени" и состоящий из одиннадцати наиболее известных композиций, спетых Андреем Макаревичем, аранжированных известным композитором и музыкантом Артуром Пилявиным и записанных в студии группой "Квартал" под руководством продюсера Сергея Смолина.
Проект "Время напрокат" был задуман альянсом трех людей - Андреем Макаревичем, Артуром Пилявиным и Сергеем Смолиным. Все они - не только мастера своего дела, но и любители творческих экспериментов, а их давние дружеские отношения позволили идее логично и гармонично воплотиться в жизнь.
Андрей Макаревич: Я чего-то в таком роде давно ждал, и предложение от "Квартала" для меня было наиболее лестным, потому что я считаю ребят одними из самых интересных музыкантов из всего "живого" у нас в стране.
Артур Пилявин:
Это было наше взаимное желание - Андрей частенько мне предлагал: "Давай что-нибудь сделаем вместе". Первым нашим совместным опытом была песня "Ангел", которая вошла в последний альбом группы "Квартал" "Мир розовых кукол". Я написал мелодию, а Андрей придумал текст и спел ее. После этого мы с Сергеем Смолиным предложили ему сделать альбом из старых песен ранней "Машины". По моему получилось здорово!
Обычно при работе над проектами вне "Машины времени" Андрей Макаревич сам руководит творческим процессом. При записи альбома "Время напрокат" все было иначе - музыкант, пожалуй, впервые доверил работу над аранжировками другому профессионалу.
Андрей Макаревич:
В работу Артура я не вмешивался специально, потому что очень боялся, что начну перетягивать по инерции в сторону "Машины времени". А мне хотелось, чтобы всё это "уехало" как можно дальше - в этом и был весь интерес. Поэтому я попросил его не показывать мне ничего заранее.
Артур Пилявин: Мне нравится работать с Андреем потому, что он мне доверяет. А когда тебе доверяют - это классно. У меня бывали проекты, когда его участники мотали друг другу нервы от недопонимания, а он просто верит, и эта вера стоит в центре многих процессов рядом с волей.
Сергей Смолин: Первое, что меня удивило в Андрее - это абсолютно юношеская готовность участвовать в любом нашем эксперименте. Мы работали на студии и на репетициях как одна команда. Бешеная работоспособность и доверие. Мы старались друг друга удивить. Когда это получалось, радовались как дети. Трудно предположить, что после такого полёта могло что-нибудь не получиться.
Для пластинки были отобраны 11 самых известных композиций, многие из которых уже давно получили статус народных хитов. Символично, что накануне нового тысячелетия эти произведения обретают новое, неожиданное прочтение. Для старшего поколения это "второе дыхание" песен, с которыми прошла их молодость. Для молодых меломанов - это современные и "мощные" хиты в альтернативной музыкальной оболочке.
Андрей Макаревич: Артур предложил сконцентрироваться на самых известных песнях. И это логично, потому что когда ты слушаешь вариации на тему, а темы сам не знаешь - теряется весь смысл игры.
Артур Пилявин: В идее нашего совместного проекта нет ничего необычного. Мы все играли песни "Машины", причём всякий раз по своему. Сейчас мы это сделали вместе с Андреем. Здорово!
Сергей Смолин: Идея именно такого подхода к ранним песням "Машины" пришла к нам почти одновременно. Мы даже не обсуждали детали. Просто пришли на студию и сделали это.
Экспериментальные аранжировки Артура Пилявина получились настолько психоделичными, что Андрей Макаревич даже назвал их "немного страшной музыкой". Тем не менее, песни заводят, и результат работы полностью устраивает всех участников проекта.
Артур Пилявин: Это не ремиксы и не римейки, это - новое прочтение песен "Машины времени". В принципе, все это пост-панк, и тексты поэтому заиграли по-другому. Но это не обязательно "жужжащие" гитары. Такие люди, как Дэвид Боуи, Малькольм Макларен или Игги Поп - они все разные. Мы ни на кого не ориентировались, просто достигали драйва, а потом начинался минимализм: я что-то вычленял, разгружал...
Андрей Макаревич: Вообще у нас, по сравнению с западной сценой, такие вещи делаются не так часто, как хотелось бы. Песня-то пишется для того, чтобы ее пели, и чем больше народа ее по-разному поет, тем, по-моему, интереснее. У меня всегда вызывали недоумение артисты, которые запрещают исполнять свои произведения - мне кажется, в этом есть что-то больное.
Сергей Смолин: Это эксперимент, и в этом его основная креативная цель. Это немножко джем - не в музыкальном, а в продюсерском плане. Мы постарались наполнить его своим видением песен "Машины времени", которое у нас у каждого свое. И всё получился так как хотели.
Истинным украшением альбома стало присутствие в нескольких композициях голоса вокалистки группы "Квартал" Татьяны Литвиненко ("Костер", "Он был старше ее", "Черно-белый цвет", а также бэк-вокал в ряде треков). По мнению Андрея Макаревича, именно вокал Тани, а не инструментальная игра является визитной карточкой "Квартала". Лидер "Машины времени" очень хотел, чтобы присутствие женского голоса на альбоме было еще большим, чем получилось:
Андрей Макаревич: Если бы я имел над ней власть, я бы заставил ее спеть еще больше. Но дело в том, что она работает очень хорошо, но не очень быстро. А мы уже сидели "в графике" и надо было быть быстрым и точным.
Есть еще одна представительница прекрасного пола, чью значимость сложно переоценить - звукорежиссёр проекта Софья Кругликова. Талант Сони по-настоящему проявился при записи последнего альбома группы "Квартал" "Мир розовых кукол". После этой удачной работы она была приглашена "делать звук" для альбома "Время напрокат".
Сергей Смолин: Мне очень нравится, что моим партнером по работе в студии стала настоящая девушка - Соня Кругликова. Это первая женщина-звукорежиссер (а это достаточно технократичная специальность), которая делает модный звук, причем делает это очень правильно.
В процессе записи пластинки все участники проекта не только полностью доверяли друг другу, но и получали истинное удовлетворение от работы. Музыканты признаются, что этот альбом создавался прежде всего не для поклонников, а для самих себя. Впрочем, как показывает время, зачастую музыкальные шедевры рождаются именно благодаря профессиональной эгоистичности.
Артур Пилявин: Мне все равно, найдет ли этот проект своего слушателя - я в первую очередь музыкант. Конечно классно, если это будет популярно. А так - я особо не парюсь, это только лишние нервы. У меня есть талант, и это главное.
Сергей Смолин: Я кайфую от того, что Андрей поет свои старые песни, многие из которых он не поет в своих концертах с "Машиной времени". Нет сомнения, что Андрею нравиться, что эти песни "зашквалили" по новому. Артур, конечно же рад, что получились очень классные аранжировки. (Продюсер проекта Сергей Смолин, как ни странно, не ставит главной целью коммерческую выгоду от этого экспериментального альянса. Самое главное, по его мнению, чтобы проект был максимально известен тому количеству людей, для которого он является интересным.)
У разных людей, разная выгода. Мне понятно огромное желание большинства людей моей профессии - выпустить громадное количество пластинок и получить максимальное количество денег. У меня такой задачи нет, Хотя если это получится, будет здорово.
Альбом Андрея Макаревича и группы "Квартал" "Время напрокат" выпускает рекординговая компания Nox Music. Это одна из немногих компаний, которая при всем коммерческом построении бизнеса сохранила способность оценить разнопрофильное творчество.
Уастники проекта о себе и о "ВРЕМЕНИ НАПРОКАТ"
Андрей Макаревич: (В чем смелость и непохожесть аранжировок Артура Пилявина)
У него такая голова замечательная, он способен смотреть на одну и ту же вещь под разными углами.
(О реакции "МАШИНИСТОВ" на альбом) Хорошая. Маргулису я заводил, ему понравилось. Хотя ему вообще мало что на свете нравится.
Артур Пилявин: (О знакомстве с Макаревичем) Я слушал и любил "Машину" много лет назад. А с Андреем познакомился в 1989 году в сумасшедшей гастрольной поездке, организованной "Комсомольской правдой". Поездка была очень веселой, мы балдели, первый раз выехали за границу - побывали в Дании, Финляндии, Германии и в Швеции. Очень подружились с Андреем, а потом стали часто встречаться: то он к нам в гости приедет, то мы к нему. Соответственно, стали музицировать. Естественно возникла идея сделать что-то общее.
(Почему выбрал песни Макаревича) Почему ты ешь дома борщ? Потому что его варит мама. Мы были близко. Когда рядом друзья - не возникает вопроса: С кем что-то делать? Логичен только один ответ. Ну а ранние песни Андрея содержат всё, что я сам люблю - юношескую романтику, мелодичность хитовость. Я с этим столкнулся, когда делал новые аранжировки - эти песни по любому звучат клёво.
(Об альбоме) Я обычно сам не слушаю то, что записываю, а тут всё прослушал с удовольствием.
(О технологии записи) Так как это рок-музыка, то была цель записать ее с максимальным драйвом. Поэтому пульт "шкалил", индикаторы были все красные. А технология простая - музыканты должны находиться в состоянии транса. Психоделический танец, балдёж. Инструменты записывали все вместе, сразу, жёстко и без прелюдий.
(О других подобных проектах) Был проект такого же продюсерского плана - это последний альбом "Квартала" "Мир розовых кукол". Там были четыре бонус трека в исполнении Андрея Макаревича, Володи Преснякова, Кристины Орбакайте и Валеры Сюткина. Мне не важен стиль, а важен человек. Контекст я делаю сам и он у меня получается всегда альтернативный.
Сергей Смолин: (Об альбоме) Этот проект получился очень энергичным и современным... Очень осторожно отношусь к термину "молодежный", хотя думаю, что многим молодым группам стоит повнимательней послушать этот альбом. Наверняка они смогут найти в нём что-нибудь интересное для себя. С другой стороны, мне бы очень хотелось, чтобы люди, которые будут его покупать относились к нему просто, а слушали очень громко.
(Об Андрее Макаревиче) Андрей - несомненно лидер. Если мы проследим за его творчеством, он всегда остается рок командиром. Что-то в нем есть такое, что не меняется со временем, какой-то стержень. И мне это в нем очень нравится.
(О проекте) В контексте этого проекта нельзя говорить, что альбом является финалом. Он является одной частью проекта, а основа проекта - это отношения Андрея Макаревича, Артура Пилявина, Сергея Смолина и группы "Квартал". Мы все дружим, ходим друг к другу в гости, любим песни друг друга, и это наша первая концептуальная работа. |