|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи и интервью | ||||||||
ЗЕРКАЛО № 3 /7/ июнь 1981 г.Андрей Макаревич сегодняПри каких условиях мы можем относиться к творчеству как к искусству? Первый основной и определяющий момент - своё мироощущение, возможность уловить его, пережить, понять и облечь в определенную форму. Так называемый "профессионализм"/затасканное поп-словечко нашего времени/ вступает в свою силу на последней стадии формообразования. Порой бывает так, что внутри громоздятся силы небывалые, а при выходе - не то, что фонтана нет, а струйка - и та слабая, незаметная. Последнее время "стали слышны речи", отрицающие профессионализм: "Мы - самодеятельность /делаем сами/". Но положа руку на сердце, это определенная философия, оправдывающая затрудненность, несовершенство способа выражения. Случается и другое: внутри пусто, но есть механическое владение формой - так возникает типаж, коидеарное производство "произведений искусства для нужд населения". А. Макаревич сейчас находится в состоянии утверждения своего "самодеяния" среди профессионалов. Ну что ж - и здесь он поступил по закону "встречного движения"; идя в потоке, видишь только спины. Идя навстречу - видишь всех в лицо. Признаем сразу, что относимся к А. Макаревичу, как к личности творческом, одаренной, способной в потоке времени почувствовать основные движущие моменты. Именно этим объясняется неослабевающий интерес к песням "Машины времени". В последнее время основная образная система песен, автором которых по-прежнему является Макаревич, изменилась. Вернее, изменился смысл этих образов. Прежде всего, "дом". Он был у Макаревича местом, куда можно уйти от жизненных треволнений: или же это был дом "о трёх окнах" с размышлением о смысле бытия: одно окно смотрело в поле, другое - в лес, третье - помните эту песню? Дом порой превращался в крепость. Не его дом был с заколоченными ставнями. И вот теперь "новый дом": Свой новый дом я беру с собой - Дом стал символом человека, его внутреннего "я", его способности соотдачи. Метафоричность "масок", "марионеток", да и персонажей "Никитского ботанического сада" была очень прозрачной. Сейчас Макаревич впрямую утверждает: "мы актеры большого-большого театра". И есть какая-то усталая тоска в этой вечной неизвестности:
Знать хотя бы на миг,
Но ведь "открытый путь",...страшнее, чем лютый враг". Ещё один образ - "круг". Был "круг чистой воды"... А вот новые круги:
Всё проходит по кругу: Очень много вопросов в песнях Андрея Макаревича последнего времени. "Я шёл и думал - что же мы творим? Что будет с ним? И что -же будет с нами?" "Победа в руки давалась, и нужно самую малость... Казалось... А что осталось?" - вопросы без ответов. Раздумья... Коли здесь поставить точку, то иного вывода как "пессимизм" сделать невозможно. Но в том-то всё и дело, что в этот очень концентрированный момент своей творческой жизни Андрей Макаревич будто подводит итог определенному этапу, очень честно, без "розовых очков" "Но буду благодарен я судьбе И вырывается в новое: "И выше любого хотенья
ЗЕРКАЛО № 3 /7/ июнь1981 г. | ||||||||