|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
Биография Е. Маргулиса
Версия проекта "We Will Rock You"Всё началось с прихода двадцатилетнего Евгения Маргулиса в 1975 году в группу "Машина времени". В тот период группа переживала далеко не лучшие времена. Тогда Андрей Макаревич и Сергей Кавагое после ухода Алексея Романова и Александра Кутикова искали нового гитариста. Андрей Макаревич: "Не помню, кто из нас и как нашёл Маргулиса. По моему, Кавагое. В общем, по предварительным описаниям ожидался виртуоз гитарной игры, которого я втайне планировать пересадить на бас. Когда я увидел очень молодого, бледного, заросшего щетиной человека, да ещё с фингалом под очками (впоследствии это оказался ячмень), в душу мне закрались сомнения. На гитаре были небрежно сыграны два пассажа из Хендрикса. Мне понравилась лёгкость, с которой Маргулис согласился сменить инструмент на бас, честно заявив при этом, что баса в руках никогда не держал и как на нём играть, понятия не имеет. Я обещал показать. Не знаю, насколько я оказался хорошим учителем, но дело у нас пошло. Выяснилось, что Гуля очень способен, лёгок в общении, обладает прекрасным чувством юмора, и что важно, ничто его в жизни не обременяет. То есть он работал, кажется, санитаром в какой-то больнице или морге, но вклад его в отечественную медицину носил чисто символический характер, и я даже не помню, ходил он туда или нет. Стало быть, всё время мы могли посвятить нашей музыке, что мы и делали..."
Таким образом, "Машина" собирается в весьма оригинальном составе - трио: Андрей Макаревич - гитара, Евгений Маргулис - бас и Сергей Кавагое - ударные. Репетируя в Министерстве мясной и молочной промышленности РСФСР, "Машина времени" готовит новую программу и в том же 1975 году делает свою вторую профессиональную запись (звукорежиссёр - Владимир Виноградов), которая неофициально расходится по стране массовым тиражом. За один месяц удалось записать и свести семь песен: "Круг чистой воды", "Ты или я", "Из конца в конец", "Чёрно-белый цвет", "Марионетки", "Флаг над замком" и "Летучий голландец". Музыка "Машины времени" на тот момент была основана на элементах хард-рока и белого блюза. Уже тогда Евгений Маргулис начинает реализовать свои творческие возможности не только как виртуозный бас-гитарист, но и как необычный блюзовый исполнитель. Композиция "Круг чистой воды", оригинально аранжированная Маргулисом, находит отклик у слушателей. В группе снова начинается творческий подъём. Вместе с "Машиной времени" (Макаревич-Маргулис-Кавагое) с июля по декабрь 1975 года выступает Николай Ларин (скрипка). В марте 1976 года "Машина времени" с успехом выступает на "Днях популярной музыки" в Таллинне, где знакомится с ленинградскими группами "Мифы" и "Аквариум", после чего (по приглашению "Аквариума" и по инициативе Андрея Тропилло) даёт несколько концертов в Ленинграде. Это становится началом массовой "машиномании" в городе на Неве и признания группы в Москве. Теперь "Машина времени" гастролирует в Питере раз в два-три месяца с неизменным аншлагом, на некоторое время в группу переходит лидер питерской команды "Мифы" Юрий Ильченко (гитара). 1977 год стал примечательным для группы участием в фестивале "Таллинские песни молодёжи-77" и участием в съёмках документального фильма "Шесть писем о бите" (режиссёр - А. Ханютин). В начале 1978 года, базируясь на территории красного уголка автодормехбазы №6, "Машина" предпринимает попытку записать первый полноценный магнитофонный альбом. Запись происходила по ночам на двух бытовых магнитофонах и с помощью тогдашнего звукорежиссёра группы Игоря Клёнова. Получилось лучше, чем можно было ожидать, но, к сожалению, запись не сохранилась. Весной 1978 года "Машина времени" участвует в фестивале "Весна УПИ" (Свердловск), затем летом предпринимает ещё одну попытку записать магнитофонный альбом. На этот раз запись осуществляет Александр Кутиков. После лопнувшей тульской затеи, вернувшись в Москву, он играет в группе "Високосное лето" и работает звукорежиссёром в учебной студии ГИТИСа, где до "Машины времени" записывает на двух студийных магнитофонах группу "Високосное лето". "Машина времени" записывает двадцать четыре песни. Музыку к двум из них ("Блюз о безусловном вреде пьянства" и "Необычайно грустная песня или Телега") пишет Евгений Маргулис. Наравне со многими другими песнями, эти две совершенно шикарные блюзовые композиции становятся хитами группы (и Маргулиса), каковыми являются и по сей день. В том же 1978 году в группу возвращается Юрий Саульский, некоторое время с "Машиной" играет легендарный музыкант группы "Атланты" Алик Сикорский (ударные). Затем приходят: Александр Воронов и Александр Бутузов (Фагот). "Машина времени" подготавливает и реализует грандиозный замысел - литературно-музыкальную композицию "Маленький принц", где в паузах между тематическими подобранными песнями, поэт Александр Бутузов читает стихи. Но весной 1979 года в группе возникают внутренние противоречия между Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое. Кавагое покидает "Машину времени". В июне 1979 года, вслед за ушедшим Кавагое, Евгений Маргулис покидает "Машину времени". Вместе с Алексеем Романовым (гитара), Сергеем Кавагое (ударные) и Алексеем Макаревичем (гитара), он организует группу "Воскресение", ставшую ещё одной легендарной страницей в истории отечественного рока. Практически за месяц (дома, "на коленке") музыканты разучивают репертуар (десять песен) и отправляются на запись своего первого магнитоальбома в ту же самую учебную студию ГИТИСа, где ранее записывались "Високосное лето" и "Машина времени". Тот же Александр Кутиков становится звукорежиссёром ещё одной записи. На этот раз - дебютного альбома группы "Воскресение". Александр Кутиков: "Вот это здорово было, вот там была тусовка! Время приемных экзаменов, всё по ночам, по секрету, приходят музыканты с девками какими-то, с актрисами, с абитуриентками... У нас был мешок кофе, и водка не переводилась. Одну песню Маргулис записывал так: он спал на стульях, накрывшись журналом "Пентхауз", его разбудили, сунули бумажку с текстом, и он пошел колотить в стиле «фанки»!"
Всего за период до 1980 года удалось записать двадцать одну песню. На этой записи, вспомнив фортепианную молодость, несколько партий синтезатора играет Кавагое. Кроме музыкантов "Воскресения", в записи также принимает участие ставший к тому времени клавишником "Машины" Пётр Подгородецкий, а также гитарист и обладатель оригинального голоса Андрей Сапунов. Он, кстати, и предложил записать несколько песен выступавшего тогда в группе Стаса Намина "Цветы" гитариста Константина Никольского, поскольку хорошо знает его репертуар, - что и было сделано. На первой части записи (1979 год) Евгений Маргулис исполняет две песни Алексея Романова: "Звёзды" ("Сколько было звёзд") и "В жизни, как в тёмной чаще". Итак, летом 1979 года, первая часть записи была закончена и с помощью Дмитрия Линника (некогда участника "Трио Линник", известного также как "Зодиак", на гибкой пластинке которого впервые вышла в свет в качестве аккомпанирующего состава "Машина Времени"), работавшего тогда на Radio Moscow World Service, попала в эфир этой радиостанции. Радиостанция вещала на Запад - в преддверии московской Олимпиады СССР искусственно создавал респектабельно-демократический имидж "империи зла", и на RMWS крутилось невероятное количество всяческой музыки - от "Boney M" до "Машины Времени". Музыканты уехали отдыхать в Пицунду, а вернулись оттуда знаменитыми. Песня "Кто виноват?" стала безусловным хитом сезона. В декабрьском списке популярных песен рубрики "Звуковая дорожка" газеты "Московский комсомолец" за 1979 год она была на пятой позиции, опережая "Поворот". Подготовительный период в этапе группы завершился. Тем не менее, в сентябре 1979 года Маргулис уходит из "Воскресения". Как было написано в самиздатовском журнале "Зеркало", у него "появилась страсть к путешествиям, и группа остается без басиста". На бас-гитаре начинает играть Андрей Сапунов, быстро освоив новый для себя инструмент. Уже в ноябре 1979 года "Воскресение" даёт свои первые концерты. В январе 1980 года Маргулис снова играет в составе группы на бас-гитаре. Вместе с Маргулисом в "Воскресении" появляется духовая секция - трубач Сергей Кузьменок (участник "Машины Времени" образца 78-го года) и саксофонист Павел Смеян, впоследствии - участник ленкомовского "Рок-Ателье", исполнитель знаменитых песен из кинофильма "Мэри Поппинс, до свидания": "Непогода", "Тридцать три коровы" и других. Зимой и весной 1980 года "Воскресение" успешно выступает на "сейшенах" в Москве и её окрестностях. Однако скоро в группе наступает кризис. Алексею Макаревичу явно не хватало техники игры на гитаре, и на его место пробовался Алик Микоян (двоюродный брат Стаса Намина, известный в шестидесятых-семидесятых рок-музыкант), но наступило лето, и все разъехались отдыхать. А осенью 1980 года группы уже не стало. Алексей Макаревич и Сергей Кавагое "завязали" с музыкой. Евгений Маргулис, вернувшись с отдыха, ушел в "Аракс". Расстроенный Романов положил туда же свою трудовую книжку, числясь сочинителем песен, (в принципе, так оно и было - на компакт-диске "Аракса" "Old, But Gold!", выпущенном недавно студией "Союз", больше половины песен принадлежат его перу). Таким образом, репертуар "Аракса" сразу пополнился несколькими песнями "Воскресения", одним из исполнителей которых стал Евгений Маргулис. После этого Маргулис играл в бэк-группе Юрия Антонова "Аэробус", а осенью 1983 года была сформирована группа "Наутилус" в составе: Евгений Маргулис (бас, гитара, вокал), Юрий Шахназаров (участник ленкомовского состава "Аракса", а затем музыкальный руководитель "Рецитала"; соло-гитара), Дмитрий Рыбаков (некоторое время работавший в техперсонале "Машины времени"; гитара, вокал), Кирилл Покровский (клавишные, саксофон) и Сергей Кавагое (барабаны). Группа дала несколько концертов, в феврале 1984 года записала получасовой магнитоальбом и попыталась устроиться на работу в какую-нибудь филармонию, но это было в самый разгар антироковой кампании Министерства культуры и, получив всюду решительное "нет", "Наутилус" в августе 1984 года распался. Маргулис ушел в "Феникс" (в котором тогда собрались осколки "Аракса"), а Кавагое снова пропал из виду, Покровский позднее всплыл в составе "Арии", а остальные рассеялись по группам второго эшелона. И тем не менее в ноябре 1986 года, когда идеологический диктат начал мало-помалу ослабевать, Маргулис и Кавагое возродили "Наутилус": в новую версию группы вошел Дмитрий Рыбаков из оригинального состава и опытный музыкант Сергей Гусев (гитара, гитарный синтезатор). В январе следующего года они записали еще один альбом, звукорежиссером которого стал Игорь Новиков, выполнявший те же функции в "Воскресении" и "Араксе", - а в апреле 1987 года перешли на легальное положение, подписав контракт с филармонией. За первый же год работы "Наутилус" накатал тысячи километров гастрольных трасс, выступил на фестивале "Шахтерские зори" в Кемерове и существенно расширил свою звуковую палитру, когда в составе группы появились Михаил Рыбников (саксофон) и Александр Белоусов (барабаны). Кавагое при этом переключился на вторую гитару. К сожалению, бурный всплеск популярности отечественного рока в 1987-88 годах оказал группе плохую услугу: пресса смаковала его социально-политический аспект, подростки жаждали сильных эмоций, а появление свердловского тезки (который, правда, поспешил видоизменить название, превратившись в "Наутилус Помпилиус") внесло путаницу в сознание меломанов и устроителей концертов. Все кончилось тем, что в начале 1988 года Кавагое покинул "Наутилус" и вскоре после этого эмигрировал в Японию. Неутомимый Маргулис два месяца спустя собрал новую группу, назвав ее "Шанхай". В составе: Евгений Маргулис, Сергей Гусев, Дмитрий Покровский и Михаил Колташев они дебютировали 5 мая 1988 года. Группа много выступала, записала несколько своих песен, но продержалась на плаву только год. Летом 1989 года "Шанхай" распался и Маргулис на следующий год вернулся в "Машину времени" (в репертуар которой и поныне входит его "Шанхай-блюз"). В 1994 году он также принял участие в реставрации оригинального состава "Воскресения" и некоторое время гастролировал с обеими группами – "Машиной времени" и "Воскресением". В 1998 году Евгений Маргулис записывает альбом "7+1" (студия "Крем рекордс", переиздан в 2001 году), ставший в некотором смысле творческим переосмыслением всех его предыдущих семи проектов и продолжает оставаться в составе "Машины времени"; много гастролирует как по стране, так и за рубежом. С начала 2004 года Евгений Маргулис выступал музыкальным консультантом проекта "We Will Rock You" – музыкального спектакля, основанного на наследии легендарной группы "Queen". | ||||||||